Вечерний Северодвинск
Номер от 4 марта 2010 г.

«Когда придет моя мама?»
Детский дом «Олененок» 11 марта отметит пятидесятилетие

На прогулке не скучаем! Фото Владимира Ларионова
На прогулке не скучаем! Фото Владимира Ларионова

«Моя Ольга Витальевна!» - малышка Линда первой занимает «всехнюю» главную маму, не соглашаясь поделиться даже с сестренкой Кариной. Они вместе в «Олененке» недавно. Говорят, что при встрече в новом доме сестренки не улыбнулись, ничего не сказали, а стали друг дружку по рукам гладить…

В КОМНАТЕ сказок Вадик понарошку кормит дровами печку, гремит чугунками: «Сейчас есть будем». Его братик Марсель помогает одной левой, в правой руке – телефон директора. Так бывает всегда, когда Ольга Витальевна оказывается рядом с четырехлетним командиром. От кого Марсель ждет звонка, не надо спрашивать.

Почти как дома

«Четвертая группа все время меня пирогами да калачами угощает, - рассказывает директор, приглашая посмотреть, как живут старшеклассницы. – И мальчишки из шестой тоже часто что-нибудь пекут». - «А где у вас общая столовая?» - «Ее нет».

У малышей, конечно, режим, а те, кто постарше, живут каждый по своему расписанию. На маленькие кухни при группах бегают по звонку личного аппетита. И утром нет общей побудки, и в выборе дневных дел вольны до 21.00. Выбор – как в лучшие советские времена: стопроцентный охват кружковой работой, не считая музыкальной, художественной школ, городских секций.

Чтобы обо всем обустройстве быта «оленят» не рассказывать, можно сказать: здесь все как дома. И даже лучше, чем у многих, потому что сытнее, просторнее и нарядов полный шкаф… Но ведь не скажешь. «Ольга Витальевна, когда моя мама придет?» - уверенные, что директор знает все и это тоже, бесконечно спрашивают дети. Не малыши, которые еще не все понимают, не старшие, которые уже все поняли, а те, кто посерединке, кто еще верит, что стоит только позвонить маме...

«Мама была хорошая. Это папа ей не разрешал нас кормить», - просят поверить в невозможное братики.

Вторая попытка

«Каждое личное дело вновь поступившего ребенка читаю как ужастик. И даю перечитывать воспитателям, если есть у них повод пожаловаться на ребят», - говорит Ольга Витальевна Стеблецова, директор Северодвинского детского дома. Пятьдесят лет назад в «Олененке» на улице Двинской жили-были 75 дошкольников и восемь воспитателей. Теперь это дом на Яграх для детей от трех до восемнадцати лет, потому что нельзя разлучать сестер и братьев. Времена меняются, нравы, судя по цифрам, - нет: 82 сироты, у большинства из которых есть родители, способные ради своего ребенка разве что рюмку поднять. Если вспомнят, конечно.

В прошлом году двенадцать «оленят» усыновили. Хорошенькие здоровые малыши надолго не задерживаются. Подростков в семьи берут редко.

- А ведь они тоже ждут, только стесняются в этом признаться, - точно знает директор.

«Вы хорошие»

- Ольга Витальевна, даже спросить страшно: назад детей возвращали?

- За двадцать пять лет моей работы – два раза, девочек. Одну в пять лет забрали, в двенадцать вернули - у супругов семейная жизнь не сложилась. Всех, кто приходит к нам, я торможу: не торопитесь! Присмотритесь к ребенку, потратьте на это полгода или даже год. Почувствуйте его своим. Иначе сделаете и ребенка, и себя несчастными.

Чтобы такого не было, в детском доме работает школа подготовки кандидатов в приемные родители.

- Ребенка надо любить любого. Провинившимся старшим ребятам всегда говорю: ваш поступок плохой, а вы хорошие, вы должны выкарабкаться, не повторить судьбу родителей. Я им могу все простить, но если узнаю, что старший младшего обидел…

- Бывает?

- У нас система так построена, что это невозможно. И в школах отношение к ребятам нормальное. Они ведь нам все-все рассказывают.

Первый «ураган»

«Это не просто работа, а круглосуточная жизнь», - говорит Ольга Витальевна. Девятнадцатилетней девчонкой, в роли воспитателя готовой горы свернуть, она пришла в «Олененок». Готовясь с такой же юной напарницей к встрече первых своих воспитанников, группу нарядили и друг другу дали обещание никогда в жизни голос на детей не повышать. Двадцать семь мальчишек и девчонок как ураганом прошлись по идеальному порядку, не оставив от него ни следа. Вечером юная воспитательница шла домой, чувствуя себя героиней, действительно свернувшей горы, потому что все живы, здоровы и спят.

- Это была проверка на прочность. Думала, отработаю три года и уйду. И вот уже двадцать шестой год пошел, и другой жизни не представляю.

А как с обещанием не повышать голос? «Как в любой семье, приходилось. Но ребята из первого моего выпуска говорят: «Мы вас всегда ждали».

Тихо-мирно

Ждут и сегодняшние воспитанники тех, кто работает мамами. «Тихо-мирно работают, но так четко и грамотно, что через год самого проблемного ребенка не узнать», - рассказывает директор про педагогов пятой школьной группы. Социальные работники, не считаясь с личным временем, защищают ребят, в том числе и в судах. Нарадоваться не может директор на работу «заразивших» ребят спортом Ольги Борисовны Жало и Тимофея Евгеньевича Борисова. «Коллектив у нас замечательный. Всем работникам благодарность за труд». И конечно, добрые слова о Марине Михайловне Протасовой, Почетном гражданине города, Заслуженном учителе РФ, директором «Олененка» она проработала сорок восемь лет!

Золотые помощники

В первый же день новички «Олененка» узнают, где в директорском кабинете «тайник» с конфетами. А в первый день рождения поверить не могут, что подарок можно выбрать самому и его обязательно купят шефы со «Звездочки». От мартовских именинников уже поступили заявки на мобильный, коньки и ролики.

Уроки красоты девчонкам безвозмездно преподает мастер Ирина Мезенцева из салона «Ваш стиль». Помощь шефов с крейсера «Адмирал Горшков» ребятам не так интересна. Ну, пришел сегодня дяденька, починил сливной бачок, обещал завтра телевизором заняться, разве это интересно? Очень, тем, кто знает цену доброты. Командир крейсера ее объем так определил: «Деньгами помочь не можем, а золотыми мужскими руками – всегда пожалуйста».

«Личное дело»

…Таню вернули в детдом из училища с ужасной характеристикой. Педагоги ПУ удивляются, что ее поведение теперь укладывается в оценку «нормально».

Пятнадцатилетний Дима – сирота настоящий. Мама умерла, от тети-опекуна сбежал. Три месяца искал лучшей доли в местах, о которых лучше не знать. Димка уже привык снимать ботинки перед сном, отвыкает от плохих слов в присутствии взрослых и вроде бы искренне говорит, что решил осесть: «Здесь намного лучше, чем дома».

О том, как рыдала застенчивая Лена, Ольга Витальевна до сих пор спокойно вспоминать не может. Бабушка девочки умерла, а больше никто не мог отвезти ее в далекий город в гости к папе. Лену скоро возьмут домой – редкий результат большой работы специалистов детского дома. Получилось, достучались до родительских чувств, в пятый раз за четверть века.

…Восемьдесят два личных дела. Если бы могли ребята забыть о том, что в них записано, – это было бы самым главным моим пожеланием накануне юбилея их семьи.

Ольга ЛАРИОНОВА