Вечерний Северодвинск
Номер от 4 марта 2010 г.

За левый «ксенон» светит лишение прав
Водители, использующие ксеноновые лампы в фарах, предназначенных для ламп накаливания, будут лишаться прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Такое решение было принято Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России из-за многочисленных жалоб на слепящий свет машинных фар.

«Осмелиться» на подобный шаг, учитывая, что «ксеноном» сейчас пользуются сотни тысяч россиян, помогло разъяснение ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» (НИИАЭ). В нем, среди прочего, четко прописано, что «использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов». Данное же правонарушение подпадает под часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ – «использование световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Согласно разъяснению ГИБДД, чтобы выявить нарушителя, сотрудник Госавтоинспекции будет проверять маркировку фар. Если ксеноновые лампы установлены на заводе, то на стекле или на корпусе фары должен быть указан тип оптики: DС, DR или DСR. Если фары не соответствуют этим требованиям, с автомобиля снимают номера, а водительские права нарушителя задерживаются до решения суда. Проверять маркировку сможет любой сотрудник ДПС. Интересно, что, например, измерить тонировку на дороге имеют право только сотрудники технадзора — спецподразделения ГИБДД, обслуживающего пункты технического осмотра.

Вроде все легко и понятно, но уже сейчас на интернет-форумах появляются утверждения водителей, что на их «родных» световых приборах, рассчитанных для газоразрядных ламп, не имеется вообще никакой маркировки.

Впрочем, запрет «ксенона» не стал для автолюбителей неожиданным, слухи об этом витали уже давно. Кроме того, в некоторых регионах России практику лишения прав за «ксенон» использовали еще в 2009 году. Прецедент был создан еще в Татарстане, где Верховный суд признал несостоятельными доводы лишенного прав жителя Казани, доказывавшего, что его ксеноновые лампы полностью соответствуют действующему ГОСТу.

Олег МИРНЫЙ