Вечерний Северодвинск
Номер от 25 февраля 2010 г.

Александр Беляев: вахту сдал - вахту принял
Бывший мэр Северодвинска о прошлом и настоящем города, которым управлял двенадцать с половиной лет

Александр Беляев не привык прятаться за широкими спинами. Фото Владимира Ларионова
Александр Беляев не привык прятаться за широкими спинами. Фото Владимира Ларионова

Когда министр по региональной политике и местному самоуправлению Архангельской области Александр Беляев был мэром Северодвинска, он дорожил возможностью общаться с горожанами, которые могли запросто прийти в администрацию города (без пропуска) или остановить при встрече на улице и поговорить о проблемах личных или общих, северодвинских. Когда Беляев перестал быть мэром, останавливать его в городе реже не стали.

Стратегия - верная

- Александр Николаевич, лет десять назад вы с северодвинскими учеными разработали стратегию развития города. Она помогла в работе?

- Да. Я - принципиальный сторонник движения от общего к частному, и стратегия стала практическим воплощением этой философии. На сегодняшний день Северодвинск развивается в соответствии с принятой моделью уже в течение десяти лет.

- Несколько лет назад вы говорили в одном из интервью, что если в стране не произойдет каких-то скачков, то лет через десять жизнь в Северодвинске будет хорошей. Скачков не было, но мировой финансовый кризис помешал сбыться прогнозу. Возможно, не только этот кризис?

- Дело не в кризисе. В начале 2004 года, когда я готовился к выборам, проводились многочисленные социологические опросы, в которых одним из важных критериев был уровень дохода на одного члена семьи, 100 долларов для среднего жителя Северодвинска было достаточно. Когда мы делали оценку социального благополучия уже в 2008 году, то минимальные социальные ожидания поднялись до уровня в 250-300 долларов... Понятно, что запросы земляков с каждым годом растут. Поэтому, когда я говорил, что скоро в Северодвинске жизнь будет хорошей, то, скорее всего, не в полной мере учел динамику социальных запросов горожан. К примеру: ежегодно количество автомобилей в Северодвинске увеличивается почти на три тысячи. Их уже больше 50 тысяч, это значит, что практически каждый третий взрослый житель города имеет автомашину.

Но общие оценки качества жизни такие: ничто, дескать, не изменилось. Хотя объективные показатели - средняя зарплата, процент уехавших учиться в вузах центральных городов и так далее - говорят о том, что идет неуклонный рост благосостояния.

Власть - не грех

- В советское время вам, думаю, и в страшном сне не могло присниться, что в газете «Вечерний Северо-двинск» вы прочитаете криминальную сводку, в которой написано: за неделю середины января 2010 года медики «скорой помощи» 47 раз выезжали на криминальные вызовы, повесились два, а вены себе резали три человека. Вы чувствуете ответственность за такую «картину маслом»?

- Нет. Это не является результатом региональной политики в области местного самоуправления. Сегодня я отвечаю за сугубо четкий круг вопросов... К тому же в советское время криминальная сводка априори не могла быть достоянием гласности.

- Подождите, вы же были мэром 12 с половиной лет...

- Ваш вопрос некорректен. Во-первых, прошло немало времени после того, как я сдал полномочия, и многие процессы деятельности администрации изменили свое направление; во-вторых, появились и новые факторы, которые имеют отношение к жизни города. Что именно повлияло на тех людей, я не могу сказать. Может быть, банальное пьянство или элементы безысходности, которые сопутствуют любому кризису, хоть в Америке, хоть в России. Но в каждом случае надо разбираться, почему это произошло, и делать выводы, и обязательно использовать их в повседневной работе по управлению городом.

- Хорошо известный в Архангельской области бывший политик Александр Иванов однажды сказал: «Попадание во власть - это принятие на себя превентивно греха. Только избрали - ты уже весь в грехе. И все годы, что ты работаешь, грех надо отмаливать. Если человек не обмозолится душой, он чувствует ответственность...» Согласны ли с этой мыслью?

- Нет. Отстаиваю другую точку зрения. Работа во власти - управленческая работа. Разумеется, в ней есть ответственность за принятые решения и за последствия решений, такая же, как и в любой другой области деятельности человека. Только во власти последствия касаются большего количества людей, решения более сложные и принимаются чаще, чем, например, на промышленном предприятии. Но, по сути, корень подхода к решению проблем один и тот же. Поэтому считать управленческую деятельность изначально грехом – неправильно. Если грех, то и управлять невозможно.

- И некому?

- Ну почему?! Грешники будут управлять, если по Иванову.

- Что, на ваш взгляд, в вашем активе, а что в пассиве как мэра?

- Сложный вопрос. Если отвечать на него подробно, то в вашей газете места не хватит... Если коротко: в активе то, что все это время город неуклонно развивался: о позитивном движении свидетельствуют практически все объективные показатели - от доходов в бюджет до демографии.

При таком активе пассивом могут быть только личные дела: забота о семье - о жене, детях, внуках, о своем будущем, наконец. Подход к работе и ее ритм не предполагали моего собственного материального успеха. И не предполагают.

Не сотворил себе кумира

- Был ли у вас мэр для подражания?

- Нет. Но люди, у которых я чему-то учился, были и есть. И, уверен, будут.

Я многому научился у мэра Череповца Михаила Ставровского, в частности решимости при осуществлении тех или иных действий.

В чем-то я завидовал, понимая, что сопоставлять нас нельзя, Юрию Михайловичу Лужкову, который зримо помогал Северодвинску. Я к нему питаю непреходящее уважение и благодарность. По фрагментам можно назвать много фигур, у которых я что-то «подсматривал» и перенимал. Но «икон» нет.

- Если я не ошибаюсь, не состоялась передача дел от одного мэра города другому. Почему?

- О незавершенных ключевых вопросах я Михаилу Аркадьевичу Гмырину рассказал. Руки мы друг другу пожали. Обязательство – «если появятся вопросы, приглашай» - он мне дал. И достаточно.

- Приглашал?

- Нет. Значит, человек все знает... Я вахту сдал, теперь на мостике другой.

- Как вы себя чувствовали, вынужденно оказавшись без работы?

- В первое время радовался свободе, отдыху. Прежде я ни разу не отгулял полный отпуск. Прихватывал две-три недели, иной год вообще не отдыхал. Так что поначалу наслаждался свободным временем.

- Живописью занялись за те девять месяцев?

- Увы, на нее времени не выкроилось. В общем, я хорошо себя чувствовал некоторое время, потом стали поддавливать на психику неопределенность и невостребованный потенциал.

Не европеец

- Чего вы хотите добиться на новой должности?

- Вопрос европейского человека... Моя жизненная философия: нельзя ставить конкретных целей. Они как рубеж: переступил, оглянулся, а дальше что? Надо что-то новое придумывать.

Управление - это поступательное движение вверх. Есть круг обязанностей, есть задачи, которые передо мной поставил губернатор, - я их решаю. Каждый день - это шажок к решению этих задач.

- Будете переезжать в Архангельск?

- Должность этого требует. Но дело сложное: я же сказал вам, что о будущем не заботился...

- Помнится, вы говорили, что работу надо любить больше себя. Будете и впредь следовать этому правилу?

- Конечно.

Специальный корреспондент Сергей ДОМОРОЩЕНОВ

Тел. 8 (8182) 681971