Вечерний Северодвинск
Номер от 4 февраля 2010 г.

Я не трус, но я боюсь!
Нас пугают свиной грипп, божий гнев и начальники

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

Аж жуть!

Любопытные данные выдал в прошлом году Всероссийский центр изучения общественного мнения. Как выяснилось, больше всего россияне опасаются потери близких, войн, масштабных терактов, массовой резни, старости, болезни и преступности. Зато они заметно меньше стали бояться снижения уровня жизни – голод россиянам уже не страшен. Или просто перестали бояться? Политические потрясения и произвол властей больше не страшат граждан.

С возрастом люди все меньше боятся потери близких и старости, но все чаще задумываются о Страшном суде. Если среди молодежи о божьем гневе задумывается всего 1%, то к шестидесяти годам таких россиян уже 8%, а старше – каждый десятый думает о нем. И чем старше человек становится, тем больше он боится голода, произвола властей, болезней, но все меньше становится страха перед войнами, нищетой, публичными оскорблениями и унижениями. Видимо, унижаться наших пенсионеров уже приучили. Зато у нас в Северо-Западном федеральном округе у людей практически нет страха перед физическим насилием, что не может не радовать. На вопрос «Боитесь ли вы свиного гриппа?» почти половина россиян ответила утвердительно.

- На последнем обучающем семинаре нам сказали, что народ уже устал от чернухи, - поделилась сведениями северодвинская коллега. – Теперь государственный наказ журналистам – давать больше добрых новостей.

И действительно, даже в самые ранние, утренние выпуски новостей, где расслабленный ведущий на оранжевом фоне вещает с чашечкой кофе в руках, умудряются режиссеры вставить кадры с убийствами, авариями и избиениями. Теракты, трагедии на дорогах, пожары, землетрясения – есть от чего поддаться панике.

Чтобы фобия не угробила

Анастасия Кантемирова, лаборант кафедры психологии и психофизиологии СФ ПГУ:

- Новая жизнь – новые правила. Современная цивилизация породила множество новых форм страха, например, появился страх перед прилавками, ломящимися от разнообразия товаров. В России весьма распространены страхи перед начальством, властью, революциями, что совершенно нехарактерно для Америки, где больше всего опасаются вы¬глядеть неудачниками. Сегодня мы больше всего боимся бедности, незащищенности, перемен к худшему, хотя нужно не бояться, а научаться жить так, чтобы ничто не было страшным.

Есть немало методов, которые помогают эффективно избавиться от этого неприятного чувства. Например, такой: составьте список всех ваших прошлых побед над самыми различными страхами и опасениями. Выберите из него несколько наиболее значимых для вас ситуаций и попытайтесь заново пережить то состояние бесстрашия и уверенности. Вспомните, с каким блеском вы выходили из более тяжелых ситуаций и найдите повод для гордости. Если таких нет - вспомните примеры других людей, восхищавшие вас. Подумайте, как они смогли справиться с жизненными сложностями.

Не стыдитесь страха, он, по сути, нам на благо, ведь страх делает человека более осторожным и осмотрительным. Не позволяйте страху овладеть вами, ведь хронический страх - это «токсичная» эмоция, которая может не только ухудшить состояние иммунной системы, но и подарить целый букет неприятностей во всех системах организма, начиная от чисто внешних (удушье, потливость, нарушения сна и дрожь) и до развития серьезных заболеваний, в том числе и психических. Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх или нежелание идти на операцию, ведь у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений.

Ирина БАГРИЧ

Некто под кроватью

Наталья Воронцова, воспитатель:

- Дети очень часто боятся темноты и всяких чудовищ под кроватью. Попробуйте объяснить ребенку, что с любыми чудищами можно договориться. Например, скажите малышу: «Твои чудовища страшные, наверное, оттого, что голодные. Ты угости их чем-нибудь сладким, и они непременно станут добрыми». Пусть вечером, перед сном, он положит в потайные уголки кусочки печенья, а наутро найдет там небольшие игрушки, которые вы, конечно, купите заранее. Пусть несколько дней подряд чудовища дарят ребенку игрушки, а потом уйдут. «Они стали добрыми и пошли дарить игрушки другим ребяткам», - объясните малышу их уход.

Если у вашего ребенка имеется какой-либо страх, постарайтесь выяснить и понять те явления, которые провоцируют этот страх, и бороться уже с ними, а не с самим страхом. Нельзя шутить и смеяться по поводу детского страха, дразнить ребенка. Именно от вашего уважительного отношения к ребенку зависит, удастся ли вам его успокоить, вернуть ему состояние душевного равновесия.

Закапай ужас

Алеся Рашева, педиатр:

- От страхов пилюль нет. Но если ребенок или взрослый проснулся среди ночи от кошмара, да такого, что сердце стучит и никак не хочет успокоиться, то стоит дать валериану или пустырник. Расчет настоя простой – по одной капле на год жизни для детей и по 20-30 капель взрослым. Страх – психологическая проблема, с патологическими страхами нужно отправляться к специалисту - психологу.

А вдруг не стану дизайнером квартир!

Журналисты «Вечерки» решили узнать о фобиях северодвинцев. «Бесстрашных» оказалось мало…

Александр Паршев, педагог:

- Вот так сразу даже и не могу вам признаться в своих страхах. Вполне возможно, что они у меня просто-напросто отсутствуют, что неудивительно, если вспомнить пережитое за последние десятилетия.

Николай Николаевич, пенсионер:

- К сожалению, в последнее время обзавелся боязнью за свое здоровье. Подвело оно меня что-то в последнее время. Но обещаю – панике не поддамся, пессимистичные настроения не допущу.

Татьяна, домохозяйка:

- У меня, как у мамы, много страхов за своего малыша… Хочется дать ему все необходимое для того, чтобы он смог крепко встать в своем будущем на ноги и обязательно при этом остался хорошим человеком.

Мария, гимназия №8, 4-й класс:

- Я очень боюсь, что не смогу работать тем, кем хочу. Кем я хочу стать? Дизайнером квартир! Для этого после школы я поступлю в институт, а когда закончу его, стану дизайнером.

Олеся Викторовна, домохозяйка:

- Признаюсь честно – страдаю клаустрофобией. Как окажусь в маленьком помещении, так сразу дыхание спирает, начинаю волноваться. Даже в помещениях маленьких магазинов иногда «прихватывает».

Спрашивал Павел РАШЕВ