Вечерний Северодвинск
Номер от 28 января 2010 г.

Песни, опаленные войной
Подборку песен, родившихся в суровую военную годину, с описанием истории их создания, пользуясь Интернетом, подготовила для «Вечернего Северодвинска» наш внештатный корреспондент Галина Коваль. Мы планируем напечатать ее до Дня Победы частями на странице «Дорогие мои старики».

Скоро, совсем скоро мы будем отмечать эпохальное событие, дату, политую кровью, омытую слезами, увенчанную доблестью и мужеством живых и павших в жестокой борьбе с фашизмом, озаренную Победой советского народа, принесшую миру мир, – 65 лет нашей Победы. Меня осенила мысль написать не о человеческих судьбах тех, кто прошел через горнило войны и дни сражений, а о песне, ее истории. Русская песня способна отозваться на самые разные душевные состояния человека. Война – это не только слезы, страдания и кровь. Это еще и гигантский взлет человеческой мысли. И писатели, и поэты воплотили бессмертие подвига в стихах и песнях. Песни создавались в то время, когда вся русская земля пропахла порохом и гарью.

Особо памятный эпизод из жизни нашей семьи. Нежданно-негаданно вернулся с войны, после госпиталя мой дядя, Петр Антонович Кушев. После первого тоста - за возвращение! – он взялся за гармонь. И начал петь. Звонко, задорно, на всю коммунальную кухню. Это был гвардейский гимн «за тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу, кто в Ленинград пробирался болотами, горло сжимая врагу». И позже, по какому бы поводу ни собиралось застолье, дядя исполнял эту песню. Я удивляюсь, почему она, героическая, почти не звучит последние годы по радио и телевидению. Или страшит та строка, в которой поднимался тост за Родину, за Сталина? И другие песни военных лет звучат все реже, замалчиваются, словно и не было их. Но ведь они были! Они в сердцах ветеранов минувшей войны. И не надо забывать о том, что наш народ выжил, выстрадал в тяжкую годину. Конечно, иные времена – иные и песни. Нынешний песенный репертуар подчинен рыночной стихии.

Так почему же весь мир поет «Катюшу» Матвея Блантера, а мы, русские, незаслуженно забываем эти песни и вспоминаем о ветеранах войны только по «датским» дням – День Победы, День защитника Отечества.

Хочется надеяться, что песни Великой Отечественной станут духовной опорой нашей молодежи, будут будоражить их души и сердца.

«Священная война». Гимн сопротивления

Это была первая песня, опаленная войной. С нее началась долгая и трудная дорога к Берлину. Поэт Лебедев-Кумач написал ее слова перед самым началом войны. Видя, что происходит в мире, он осознавал ее неизбежность. Доработав стихотворение, он 24 июня опубликовал его в газетах «Красная Звезда» и «Известия». В тот же день музыку на стих написал руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров.

25 июня он разучил песню с хором, утром 26 июня с оркестром, а днем она уже была исполнена в зале ожидания Белорусского вокзала перед воинами, отправлявшимися на фронт. Веками считалось, что если пушки гремят, то музы молчат. Так было, но только не у нашего народа в этой войне.

«Священная война» стала песней-гимном сражающегося народа. С первого ее исполнения всем запали в душу слова «Священная война». В мыслях и чувствах эти слова были у всех, но первым их произнес Лебедев-Кумач. Ее назвали песней-комиссаром, песней-набатом. Звучала в ней непобедимая вера народа в то, что враг будет разбит, победа будет за нами. Всю войну, начиная с ноября 1941 года, каждое утро по радио, после боя Кремлевских курантов звучала эта песня и, как труба горниста, поднимала народ на отпор врагу.

«Моя Москва». На защите столицы

Поэт Марк Лисянский и композитор Исаак Дунаевский сочинили эту песню, когда немцы были у порога Москвы. В обращении немецкого командования к своим солдатам в то время говорилось: «Солдаты, вот она, Москва! За годы войны все столицы Европы пали перед нами. Осталась Москва!» «Нет! Враг не пройдет», - решил народ и встал на защиту столицы. В это грозное для страны время популярность песни была необычайной. У поющих крепла вера, что «врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова», вера в то, что именно с Москвы начнется изгнание супостата с нашей Родины.

История создания песни такова. Осенью 1941 года из Ярославля ехал на грузовике на фронт под Москву младший лейтенант Марк Лисянский. Подъезжая к Москве, под влиянием нахлынувших мыслей и чувств, он написал стихотворение. Так бы, может, и остаться ему в тетради, но, проезжая по Москве, он обратил внимание на вывеску: «Редакция журнала «Новый мир». Вырвал лист из тетради со своим стихом, остановил грузовик, вбежал на второй этаж, бросил лист со стихом на стол секретаря и вернулся в кабину грузовика. Марк был крайне удивлен, когда однажды по радио услышал песню на слова его стихотворения. А было это так. Исаак Дунаевский, прочитав стих в «Новом мире», тут же, на полях журнала, написал музыку на слова Лисянского. Песня вошла в золотой фонд песен Великой Отечественной войны. После войны под Москвой, на 23-м километре Ленинградского шоссе, где шли ожесточенные бои с врагом, на постаменте железобетонных ежей высечены слова: «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, дорогая моя Москва!»

«Священная война»

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!


Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идет война народная,

Священная война.


Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Припев.


Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Припев.



«Моя Москва»

Я по свету немало хаживал:

Жил в землянках, окопах, в тайге,

Похоронен был дважды заживо,

Знал разлуку, любил в тоске.

Но Москвой я привык гордиться,

И везде повторял я слова:

«Дорогая моя столица,

Дорогая моя Москва!»


Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И Кремлевских курантов бой.

В городах и донских станицах

О тебе не умолкнет молва,

Дорогая моя столица,

Дорогая моя Москва!


Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков.

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица!

Золотая моя Москва!