Вечерний Северодвинск
Номер от 14 января 2010 г.

Соль земли ленинградской
18 января знаменательный день для жителей Санкт-Петербурга, да и всех жителей России, – день прорыва блокады. Своими воспоминаниями поделилась ветеран СПО «Арктика» уроженка Ленинграда Людмила Кузнецова.

Ее собственные воспоминания о том времени сохранились в памяти только в виде фрагментов. Когда началась блокада города, длившаяся 900 дней, Люде не было еще и двух лет. Полную картину пережитого помогли ей представить потом рассказы мамы Марии Алексеевны и других близких родственников. Говорят, что самое страшное – это подвергаться смертельной опасности. В блокадном Ленинграде опасностью была еще и неизвестность завтрашнего дня.

Людей одолевала постоянная мысль о том, смогут ли они достать хоть каких-то продуктов, хватит ли сил дойти до колодца, смогут ли достать топлива, чтоб не замерзнуть, не погибнут ли от немецких бомб, ежедневно падающих на город. Голод, холод и неизвестность внушали страх.

До войны папа работал шофером в воинской части, находящейся за кинотеатром «Гигант», там и жили в коммунальной квартире. 24 июня его уже отправили на фронт. Мама участвовала в создании оборонительных сооружений. Документы на эвакуацию были оформлены, но выехать не успели: город оказался осажденным со всех сторон.

Немцы постоянно бомбили поезда, гражданские и военные. В августе после очередного авианалета сгорели Бадаевские склады с продовольствием. Была установлена минимальная норма выдачи хлеба: 250 грамм рабочим, 125 грамм служащим и детям. От голода помогла не умереть капуста, выращенная на пустыре около воинской части, где жили. От холода спасала печка-буржуйка, установленная посреди комнаты, труба от нее шла в окно. И Люда часто об нее обжигалась. Ленинград регулярно обстреливали. Сейчас, по прошествии семи десятков лет, кажется, что ленинградцы жили на пределе физических и психологических сил, а тогда этот предел не казался выдающимся.

27 января 1944 года советские войска высвободили Ленинград. К тому времени была сожжена вся мебель, ушедшая на обогрев жилья. Людмила с мамой Марией Алексеевной поехали в деревню в Ярославскую область, к родственникам. Отец, Константин Александрович, прошел всю войну, освобождал Белоруссию, Украину, Румынию, вернулся после Победы в 1945 году. В Ленинград семья возвратилась спустя три года. Там Людмила окончила школу, институт.

Вся трудовая биография сложилась в «Арктике». О тех годах напоминают Ленинская юбилейная медаль, медали «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту», а о суровой военной године – знак «Житель блокадного Ленинграда».

- Блокадных дней не забыть, - вздыхает ленинградка, так и не привыкшая к новому имени города. - Слава богу, в последние годы радует внимание властей, В том числе и 1700 рублей, недавно добавленных к пенсии блокадников. А бывает и другое. Молодая чиновница в Санкт-Петербурге, оформлявшая документы на льготы, взглянув на меня, воскликнула: «Да неужели блокадники еще живы!» А оказывается, не все они под землей, некоторые живут еще на ней, радуются дарованной жизни. Они сами - соль земли ленинградской!

Галина КОВАЛЬ