Вечерний Северодвинск
Номер от 26 ноября 2009 г.

От корабля к КамАЗу
Среди трех цехов, первыми вступивших в строй на заводе №402, значится и инструментальный. А первая стружка с резца сошла на его четвертом участке, которым потом много лет руководил Яков Петрович Коростель.

В КОНЦЕ пролета, скрытом от посторонних глаз, стоял импортный станок SIP. Станок этот был уникальный. Таких станков в Архангельской области больше не было, и к нему было особое отношение. В последний предвоенный год его уже хорошо освоил, завод его, конечно, очень берег. Долгие годы берег не только станок, но и токаря Федора Останина, особо заботясь о нем. Ведь специалист, освоивший в совершенстве это швейцарское чудо техники, тоже был всего один.

Выбор ученика

Вскоре цех уже работал на оборону. Заказов появилось много. И Федору Останину потребовались помощники. Первым из них стал Леонид Захаров. Стажера подбирали тщательно, перебрали всех выпускников ремесленного училища, а выбор пал на него. В аттестате у Леонида по всем предметам стояла одна и та же оценка – «отлично», а в ту пору это уже говорило о многом. К тому же мастер и начальник участка успели приметить, что этот вихрастый мальчик обладает быстрой реакцией и в то же время большой внимательностью и аккуратностью в работе.

Значительная часть деталей, требовавших высочайшей чистоты обработки, проходила через SIP.

Всеми премудростями Леня овладел довольно быстро, а спустя какое-то время заменил и своего наставника, которого назначили производственным мастером.

Случайная встреча

В 1956 году я был членом комитета ВЛКСМ. И однажды, зайдя туда вечером, за-стал не только секретаря Веню Привалова, но и своих коллег по общественной работе Валерия Захарова и Женю Москина, что-то бурно обсуждавших.

Ребята толковали о высоте мостов, о глубине реки, о скорости какой-то «калоши». Но спустя несколько минут стало понятно, что речь идет о маломерном судне, которое вызвались построить комсомольцы завода. Собственно говоря, то было не ахти какое сложное сооружение, но строилось оно вечерами, в свободное время, металл удалось получить только с помощью директора. Да вдобавок еще по чьему-то недогляду уже построенное судно затонуло возле причала.

Плашкоут, конечно же, достали, двигатель перебрали, погрузили на железнодорожную платформу, затем на машине довезли до деревни Замошье. Потом, когда комсомольский секретарь читал благодарственное письмо из колхоза, я уже знал, что председатель там не кто иной, как мой давний знакомый из инструментального цеха Леня Захаров. А сидящий рядом со мной на заседаниях конструктор Валерий Захаров – его родной брат.

Город на Каме

С Валерием мы не встречались лет двадцать. А недавно он зашел в редакцию и рассказал о дальнейшей судьбе брата.

Многие посланцы города расстались с колхозной нивой довольно скоро. Леонид же добросовестно тянул ношу четыре года. Но рвался на производство. От секретаря обкома, которому он в очередной раз об этом заявил, получил не удививший его ответ: «Уедешь – партбилет можешь сдать заранее».

А он уехал. Не в Северодвинск, там рассчитывать было не на что. Поехал к другу в Ярославскую область, работали вместе с женой Фаиной токарями в Сельхозтехнике. Великие стройки в шестидесятых годах были приметой времени, а в душе жила романтика. И он послал в Набережные Челны заявление о приеме на работу. Ответ был краток, но выразителен: «Приезжайте, считайте, что вы зачислены в штат завода».

Но завода еще не было, и, приехав, он получил командировку в Горький. Там на знаменитом ГАЗе довелось учиться и работать почти год. А потом какое-то время трудиться рабочим-строителем и все же дождаться в очередной раз своего звездного часа.

Дальнейшая трудовая биографии токаря Захарова шла по восходящей. Почетное фотографирование возле первого КамАЗа, многочисленные благодарности, ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции составили длинную цепочку его поощрений.

Леонид Глебович скончался в 2005 году. На его станке там ныне работает сын Александр.

Осенью нынешнего года я заказал песок для дачного участка. КамАЗ лихо развернулся в тесном переулке и деловито сбросил шесть кубов своей ноши. И тут мне вдруг пришла мысль, что судостроитель Леонид Захаров внес свой трудовой вклад не только в постройку кораблей, но и в создание этой известной во всем мире мощной машины.

Александр БУРЛОВ