Вечерний Северодвинск
Номер от 12 ноября 2009 г.

О вытрезвителе на трезвую голову
От сумы и тюрьмы у нас, как известно, не зарекаются. А есть еще вытрезвитель, так тот вообще многими рассматривается как пункт получения настоящего аттестата зрелости. И попасть туда проще простого. Достаточно перебрать со спиртным и при этом не добраться до дома.

 Мало того, что может без мобильника остаться и почки застудить, так еще и дефицитное место для парковки занял. Фото Елены Садовой
Мало того, что может без мобильника остаться и почки застудить, так еще и дефицитное место для парковки занял. Фото Елены Садовой

Пьем и трезвеем на свои

В Архангельской области, после того как пару лет назад закрыли новодвинский, осталось всего три вытрезвителя: в Архангельске, Котласе и Северодвинске. Причем наше заведение – единственное лицензированное.

На 2010 год на финансирование северодвинского вытрезвителя требуется почти 9 миллионов рублей. Из них только 385 тысяч рублей должны поступить из областного бюджета, остальные – головная боль город-ских властей.

В сутки вытрезвитель обходится городу в 23477 рублей, а если разделить эту сумму на 8 постояльцев (именно столько в среднем пьяных попадает туда ежесуточно), получается, что каждый вытрезвляемый обходится городской казне в 2934 рубля. А платит при этом (вернее, должен заплатить, а там как получится) 300 рублей за визит (в Москве койко-место обойдется в 100 рублей, в Нарьян-Маре – 1000 рублей). Поскольку более половины посетителей – нигде не работающие, спившиеся граждане, за 10 месяцев удалось собрать около 212 тысяч рублей – 42,58 процента от начисленной суммы (по области процент собираемости еще меньше). Но сколько бы ни собрали, все до копеечки идет прямиком в областную казну.

Правда, тем, кто злоупотребляет не только алкоголем, но и гостеприимством вытрезвителя, выписывают штрафы от 100 до 500 рублей, и если нарушители их оплачивают, то эти деньги остаются городской казне. Но, как правило, взять с таких граждан нечего, поэтому 158 северодвинцев в профилактических целях вместо штрафа получили административный арест. Депутаты Горсовета, кстати, давно, но безуспешно пытаются понять, почему «пятнадцатисуточников» кормят за счет налогоплательщиков лучше, по крайней мере дороже, чем больных и беременных, и при этом они комфортно отбывают наказание, хотя могли бы потрудиться на благо общества: улицы мести или заборы красить.

Приказано выжить

Поскольку курс взят на экономию всего и вся, народные избранники задумались и о судьбе городского вытрезвителя. Почему вытрезвитель приходится содержать на городские деньги? Да и нужен ли он? Если человек совершил правонарушение, значит, им должна заниматься милиция. Если ему поплохело, надо вызывать «скорую помощь». А если кто-то не рассчитал и выпил лишнего, то его лучше доставить домой, где он и отоспится, и протрезвеет, и рассольчиком подлечится.

- Закроем вытрезвитель - сразу наживем кучу проблем, - уверен начальник медвытрезвителя Станислав Климов. - Если вытрезвитель – это временное убежище для граждан, способных причинить вред себе и окружающим, то первым делом вырастет число преступлений, совершаемых против пьяных. Да самих пьяных часто на подвиги тянет: от мелкого дебоша до крупной драки. А что будет, когда наступят морозы? Равнодушных людей у нас хватает. Многие ли вызовут «скорую», если увидят пьяного в сугробе? Развозить таких по домам с помощью милиции? Да большая часть этих людей свое имя не могут вспомнить в таком состоянии, не то что адрес! Куда их везти, в больницу? Те пьяные, кому нужна медицинская помощь, и так туда попадают, доставляя проблемы и персоналу, и пациентам. И чем больше пьяных будут доставлять в больницы, тем быстрее кончится терпение у медиков, а городские власти поймут, какую ошибку совершили, прикрыв вытрезвители, как это уже произошло в Удмуртии и Саратовской области.

Кроме того, в городе нет ночлежки, и единственное сухое и теплое место, где могут переночевать бомжи, – вытрезвитель. Проблема не по профилю, но кто-то же ее должен решать?

Если закрыть вытрезвитель не получается, то, может, можно как-то минимизировать расходы? Нельзя, заявляет начальник городского УВД Виктор Попов. И так минимизировали все, что можно. Штат вытрезвителя, кстати, лучшего в области, сокращен до минимума и составляет 19 человек (в Архангельске – 41). Нет «экипажей по подбору пьяных», вместо пяти санитарок – одна, даже собственного автомобиля нет.

Статистика

Городом трезвенников Северодвинск не назовешь. За 10 месяцев в 24-местном заведении по вытрезвлению побывали 2511 человек (из них 122 – женщины), и работники вытрезвителя уверены, будь у них свой транспорт, клиентов было бы значительно больше. Самые урожайные деньки в вытрезвителе – предпраздничные, когда в трудовых коллективах отмечают, например, 8 Марта или 23 Февраля. Самые буйные посетители – женщины, которых не только фотографируют, как и всех клиентов, но и снимают на видео, чтобы позже доказать уже протрезвевшей даме или ее супругу, что попала она сюда не по ошибке, а по степени опьянения. И с каждым годом число женщин, посетивших вытрезвитель, не убывает, а, наоборот, растет.

Всего с начала года за распитие и появление в состоянии опьянения работниками вытрезвителя взыскано и перечислено в городской бюджет 609700 рублей, что составляет 55,8 процента от начисленной проштрафившимся суммы. Хотя всем и так понятно, самоокупаемость и вытрезвитель – понятия несовместимые.

Вторник - насухую

Никаких судьбоносных решений о ближайшем будущем северодвинского вытрезвителя пока не принято. Тем временем под угрозой закрытия оказалось еще одно заведение из оставшейся областной троицы – в Котласе. Причина все та же – жесткая экономия средств городского бюджета.

Закрыть там вытрезвитель с 1 апреля 2010 года предложила городская администрация. В качестве компромисса руководитель городского УВД предложил рассмотреть другой вариант: сократить время работы вытрезвителя, что позволит сэкономить полтора миллиона рублей. Если депутаты согласятся с этим предложением, то с 1 января 2010 года это заведение в Котласе будет открыто для приема подвыпивших четыре дня в неделю: с четверга по воскресенье. В остальные дни, очевидно, горожане должны проявлять сознательность и не злоупотреблять.

Елена САДОВА


За распитие алкогольных напитков и нахождение в общественных местах в состоянии опьянения за 10 месяцев составлено 11485 протоколов. Из них на несовершеннолетних от 16 до 18 лет оформлено 223 протокола, на родителей пьяных подростков до 16 лет – 190 протоколов.

Самые буйные посетители – женщины, которых не только фотографируют, как и всех клиентов, но и снимают на видео, чтобы позже доказать уже протрезвевшей даме или ее супругу, что попала она сюда не по ошибке, а по степени опьянения.