Вечерний Северодвинск
Номер от 5 ноября 2009 г.

Сергей Мирошниченко: «Не навязывайте свои взгляды!»
Мы настолько привыкли к тому, что старшее поколение обязательно негативно оценивает молодежь, что встреча со взрослым человеком, который с неподдельным интересом и пониманием с тобой общается, становится шоком для нас.

 Фото Софьи Мамоновой
Фото Софьи Мамоновой

Поэтому мне очень приятно встречать людей, которые не забыли свою молодость и готовы прислушиваться к думающей молодежи, людей, которые смогут рассказать о нас. Таких, как Сергей Мирошниченко – режиссер документального кино, автор проекта «Рожденные в СССР», заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Рожденные в СССР

- Сергей Валентинович, что повлияло на ваш выбор в профессии документалиста? Были ли какие-то предпосылки в детстве?

- Предпосылки в детстве? Знаете, я был поводырем у отца: он в 21 год во время Великой Отечественной войны потерял зрение. Отец был очень сильным человеком и поэтому, даже без зрения, окончил институт и стал профессором. Когда мне было три года, очень хорошо это помню, я провожал его от дома до института и обратно. Я, такой маленький, все время следил, и мне было очень важно, чтобы он не попал в яму, не споткнулся. Ну а с учителем в профессии мне просто повезло: я встретил фронтового оператора, который дошел до Вены и снимал войну: взятие Севастополя, Одессы. Это был очень скромный человек и очень талантливый документалист. Я крайне уважал его и, конечно, стал уважать эту профессию. И я поступил во ВГИК на режиссуру - с первого раза, без блата!

- Как вам пришла идея снять фильм про детей «Рожденные в СССР»?

- Изначально это был заказ. Но надо иметь собственное мировоззрение и любой заказ трансформировать под себя. Сначала я относился к проекту несерьезно, но потом я полюбил его и сделал его не таким, каким его ждали сначала.

- Как вы выбирали детей для съемок?

- Для начала выбрал регионы. Я знал, что надо взять детей из Средней Азии, с Урала, Кавказа, из Прибалтики, Сибири, деревни, Питера и Москвы. Потом мы начали ездить и искать: в садиках, на улицах. Мне было важно, чтобы один не был похож на другого. Нам хотелось выбрать интересного, не похожего на других человека. Но не выдающегося, не вундеркинда, мы не выбирали самых умных. Потом нам надо было вы­брать ребят из разной среды - от советской элиты, каким был Ладо, до деревни, в которой живет Марина и ее многодетная семья.

Документальная «хрень»

- Я постоянно хочу узнать, что они думают и меняются ли от поколения к поколению. Мне очень хочется, чтобы то депрессивное состояние, в котором было общество и страна, изменилось. Мне нравится, что молодые становятся более смелыми и менее восторженными, – это очень важно.

- Вы согласны с тем, что сегодня молодежи сложнее выбрать идеалы?

- Сейчас жить и думать гораздо лучше, гораздо легче. У тебя есть возможность выбрать, и, самое интересное, за это не наказывают! Счастье-то какое! У всех могут быть разные идеалы. Важно, чтобы это не были какие-то монстры или тираны, которые хотят убить всех остальных, – вот этого надо избегать. Только другим не навязывайте свои взгляды! Сами будьте свободны и боритесь за это. Вот, знаете, есть разные группы, есть «Наши», есть коммунисты, анархисты, и, когда их слушаешь, им почему-то кажется, что они должны быть одни. Это же скучно! Хорошо, когда есть выбор и есть возможность спорить.

- Нужно ли современному поколению документальное кино?

- Очень нужно! Еще важно, чтобы современное поколение не только его смотрело, но и снимало. Иначе вы останетесь без собственной летописи. Получается, есть целые этапы, когда документальное кино просто не снимали или снимали какую-то ерунду, и человека нет на экране. О вашей юности, молодости никто не расскажет, никто не напишет – это значит, в цепочке развития человечества будет белое пятно.

- Сейчас есть такой документальный фильм «Плесень». Как вы к нему относитесь? Должно ли документальное кино чему-то учить?

- Отношусь к нему так же, как к фильму «Хрень» (пародия на научно-популярный фильм «Плесень». - Прим. редактора). Конечно, кино должно учить, но только не в такой форме, как «Плесень». Да и игровое кино должно призывать к чему-то позитивному. Например, мой любимый фильм «Летят журавли» исподволь несет несколько идей. Он рассказывает о том, что нужно прощать человека за ошибки, измены, о том, что нужно помнить о тех людях, которые ушли, и о том, что нельзя лгать и не отвечать за это, потому что обязательно придется расплачиваться.

Беседовала Софья МАМОНОВА