Вечерний Северодвинск
Номер от 5 ноября 2009 г.

Решетка из паутины
Помните, как герой Никулина покупал в «Бриллиантовой руке» жене халатик? Жертвой, оказавшейся в плену роковой красотки, Семен Семеныч Горбунков стал потому, что халатик ему был нужен непременно с перламутровыми пуговицами. Северодвинец Сергей Уколов тоже стал жертвой. Только поверил он не блондинистой прелестнице, а интернет-магазину «Exist.ru». И нашел он там, конечно, не халатик, а решетку радиатора для любимой «Volvo».

 Решетка в Интернете и решетка «в натуре» - это… разные решетки. Фото Владимира Ларионова
Решетка в Интернете и решетка «в натуре» - это… разные решетки. Фото Владимира Ларионова

Зачем козе решетка?

В принципе, мог Сергей решетку и не покупать, на авто уже была решетка. Родная, со шведского завода. Но не хромированная. И приспичило товарищу заменить ее на новенькую, блестящую. Поиски в автошопах не увенчались успехом, и решил владелец «Volvo» заказать решетку через Интернет. Тем более что в Северодвинске есть магазинчик, где автозапчасти добывают и при помощи Всемирной паутины. Уколов имел удачный опыт виртуальных покупок именно здесь.

В общем, в северодвинском офисе интернет-магазина заказ у Уколова приняли. Из всего многообразия решеток предпочел он образец фирмы «Klokkerholm» за 4420 рублей 34 копейки. Мог бы взять и подешевле, тыщи за три, но на этой была эмблема - линия, пересекающая решетку по диагонали, с надписью «Volvo» в центре.

Денежки у автовладельца приняли, и затем в течение трех недель он регулярно отслеживал прохождение заказа. Не прошло и месяца – покупателю предъявили товар. Хромированная решетка радовала глаз первозданной чистотой: никаких тебе диагоналей, никаких тебе надписей. В ответ на изумление гражданина Уколова продавец объяснил, что модель хоть и фирменная, но не является оригинальной. То есть если бы изготовил решеточку один из заводов «Volvo», то эмблема была бы пренепременно, а так все претензии к компании «Klokkerholm». Хотя какие могут быть претензии? Решетка – вот она, а «вольвин» логотип на фотографии в каталоге – это не аргумент.

Зачем козе баян, то есть такая решетка, решил Сергей и от товара без символики отказался. Любезный продавец пообещал возвратить деньги в течение двух недель. Но означенный срок давно прошел, а четыре штуки так и не возвратились в карман владельца «Volvo». После нескольких напоминаний сотрудники магазина сообщили Уколову по телефону, что свои деньги он получит только через суд. Туда Сергей и отправился.

И онлайн-закон соблюдай!

Уколов – первый клиент, официально обратившийся к правозащитникам по поводу конфликта, возникшего в Северодвинске в рамках интернет-торговли. Как полагает Любовь Ильина, сотрудник отдела по работе с предпринимателями, интернет-торговля для большинства россиян пока еще дело экзотическое.

И в обычном, и в интернет-магазине действуют одни правила. Как разъяснил главный в Северодвинске защитник потребительских прав Николай Поваров, исполнитель обязан выполнить договор в соответствии со всеми его условиями. Эмблема шведского концерна на фотографии решетки в каталоге и номер образца под этим снимком – это условия. Покупатель имеет право отказаться от товара и получить свои кровные назад. Причем закон подразумевает урегулирование подобных споров, не доводя до судебных тяжб. Если же привлекается Фемида, то для продавца это чревато тем, что придется платить государству штраф в размере 50% от суммы иска и не только возвращать покупателю деньги, но и, возможно, возмещать моральный вред.

Не бери кота в мешке!

Сергей Уколов ждал ответа на свою претензию, на что продавцу отводится десять дней, и штудировал советы клиентам интернет-магазинов. Дает их сам же Интернет. Рекомендуется уточнять все данные о магазине и о самом товаре, вплоть до цвета и размера. Уточнить нужно цену и стоимость доставки, а также срок гарантии и мастерские, которые должны осуществлять ремонт вашей покупки.

В глубинке потенциальных интернет-покупателей сдерживает страх купить «кота в мешке» с браком, который невозможно будет вернуть или обменять. Но в связи с бурным развитием онлайн-торговли в закон «О защите прав потребителей» были внесены поправки, позволяющие покупателям чувствовать себя гораздо увереннее. Например, статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» позволяет потребителю отказаться от товара в любое время до его доставки. Если вы передумали делать покупку, то можете связаться с продавцом и сообщить об этом. Совершенно безнаказанно для вас и вашего кошелька.

А вот продавца закон обязывает до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Эту информацию вам обязаны предоставить в письменном виде при доставке. Если продавец этого не сделал, то вернуть товар можно в течение трех месяцев. Если же письменный документик вам вручили, у вас все равно есть право от товара отказаться. Но тогда срок возврата составляет семь дней.

Возврат возможен при условии сохранения товарного вида вашего приобретения, при наличии документа, подтверждающего факт и условия покупки. Но даже если вы посеяли кассовый или товарный чек, закон не лишает вас возможности ссылаться на другие доказательства покупки именно у этого продавца. А он обязан вернуть вам деньги максимум через 10 дней после того, как вы потребовали возврата. Вычесть у вас могут только расходы на доставку. Если же вы выявили брак, товар подлежит ремонту, обмену, возврату и т.д., как любой товар из обычного магазина.

* * *

Суд вынес решение в пользу Уколова. Как тот получал деньги плюс неустойку и компенсацию за экспертизу – отдельная песня. А решетку с логотипом «Volvo» купил уже потом. С рук.

Юлия СЛАВИНА


Получить бы стулья…

Открыв каталог «Товары-почтой» или сайт интернет-магазина, пожалуй, каждый из нас найдет для себя нечто интересное и нужное. Но, поддавшись соблазну покупки «без лишней суеты», не приобретем ли мы «кота в мешке», ведь большинство подобных сделок проходят по принципу «утром деньги, вечером стулья».

Александр, системный администратор:

Через Интернет приобретаю, как правило, лицензии для программного обеспечения - проблем не было. Главное - пользоваться проверенными источниками.

Ольга, домохозяйка:

Мы покупали телевизор и микроволновку через интернет-магазин «Альфы». Доставили в срок, выдали чек и гарантийный талон. Мы были приятно удивлены. При этом и сэкономили.

Александр, студент:

Покупал книги. Срок доставки значился не более десяти дней. По факту же заказ пришел лишь через месяц с небольшим. Теперь тщательно проверяю информацию и отзывы о магазинах.

София, работник СФ ПГУ:

Сама ничего не приобретала и не буду. Друзья купили через Интернет электробритву. Пришла с опозданием и без гарантийного талона. Через месяц сломалась, попытки вернуть деньги оказались безуспешными.

Лев, школьник:

Честно говоря, даже не знаю, что об этом сказать. Кто-то покупал, и у него все было хорошо. У кого-то посылка не приходила. А у одного моего друга, например, вообще пришло не то, что он заказывал.

Спрашивал Павел РАШЕВ