Вечерний Северодвинск
Номер от 5 ноября 2009 г.

Америка. Инструкция по применению
Если из большой компании твоего взрослого ребенка выбывают два товарища, пропажа не сразу, но замечается. «Поругались, что ли?» - спрашиваю у сына про давно не заглядывавших в гости Эдика и Пашу. «Они в Америку уехали на пять месяцев, работать». В годы нашей молодости с такой интонацией говорили о визите к бабушке в деревню.

 Фото из архива путешественников
Фото из архива путешественников

Конечно же, на тему «дети на чужбине» я по старинке поохала, сыну в пример самостоятельность сверстников поставила и попросила передать ребятам, что их возвращения теперь ждет и журналист «Вечерки». По-моему, сколько раз ни открывай Америку, что-нибудь интересное накопаешь. И полезное для тех, кто еще только доказывает родителям, что это не страшно, учит язык, договаривается с преподавателями о трудовом отпуске и копит деньги.

И пьешь только колу…

С «возвращенцами» по- настоящему, с фамилиями, знакомлюсь впервые. Павел Аншуков и Эдуард Крупский (уточнила – Надежде Константиновне не родственник). Студенты пятого курса Севмашвтуза, будущие экономисты. Третьим в их компании был Степан Савченко.

Ребята подсказывают, что о международной программе обмена студентами, желающими поработать за границей, можно узнать, задав компьютерному поисковику имя «Work and Travel». «Вообще-то, это только считается, что обмен, в Россию иностранные студенты не едут», - уточняют. И рассказывают, что у них от «загорелись» до «поехали» прошел год подготовки по вышеперечисленному плану. Переговоры с преподавателями прошли достаточно мирно: «Отпустили без летней сессии. Под нашу ответственность. Мы ведь платные студенты, так что…» С родителями – с нарастающим упорством, потому как волноваться по-настоящему они начинают ближе ко дню отбытия. Документы и билеты оформляли, работу искали через Интернет (могут порекомендовать добропорядочное рижское агентство). Стартовые 1690 долларов на брата собирали всем родственным миром. И учили английский.

- Первый опыт общения с американцами, в питерском консульстве США, был шоком – как они быстро разговаривают! Но не придираются, вопросы задают стандартные. Занятий с репетитором вполне хватило. Для консульства. А потом началось…

Началось с самолета.

- Спрашивают, что пить будете, выбор большой, хочется всего, а сказать не можешь. И поэтому пьешь только колу.

И ешь поначалу только то, на что словарного запаса хватило. В аэропорту Нью-Йорка, где ребята две ночи провели, продавцы-афро­американцы отрепетированных с репетитором фраз не понимали. Но бизнес и голод общий язык все-таки нашли.

- Случай был. Клещ на меня прыгнул, - продолжает Эдуард тему. – Вечером, когда футболку снял, заметил. Пашка только половину его смог вытащить. Заволновались, конечно. С нами жил товарищ из Ямайки. Спрашиваем его: «Клещ, что делать?» Не понимает. Тогда Степан для большей доходчивости, с жестами и акцентом: «КлЭщ…» Теперь смешно вспоминать.

- Сосед по автобусу полчаса понять не мог, что я у него телефон прошу позвонить, - вспоминает свое «стоп» перед языковым барьером Павел. – Хотя я ему вроде бы нормально объяснял. Правда, он пил всю дорогу.

- Ну а с клещом-то как?

- Обошлось.

 Эдуард Крупский. Фото из архива путешественников
Эдуард Крупский. Фото из архива путешественников

Наши в мюзикле

Маленький туристический городок Оганквит ребят не впечатлил. Берег океана Атлантического до холодной дрожи напоминал берег моря Белого. И настроение хозяина маленького мотеля портилось вслед за погодой. Она постояльцев выживала, он – лишних работников.

- В номерах прибираться - нетяжелая работа. Подруга, подрабатывавшая в Москве, рассказывала, что там все вылизывать заставляют за копейки. Нам платили нормально. Просто приехали мы не вовремя, зато съехали удачно. Не тайком уезжали - менеджера на месте не было, по 400 долларов за проживание с нас никто не взял. И потом не искали.

Три недели в стране больших возможностей пришлось прожить безработными. Зато потом, в очередном маленьком туристическом городке, работы было хоть отбавляй. Оплата, где и как бы ни работал, 7,25 доллара за час.

- И номера убирали, и в мюзикле работали.

- Интересно кем?

- Всеми! Билетики раздавали. Шоколад и попкорн продавали зрителям – это очень весело. Декорации таскали. Отдыхающих поддерживали у эскалатора, приезжие провинциалы его боятся.

- Заработать действительно можно?

- Если есть такая цель, конечно. Один парень за две недели полторы тысячи долларов получил.

Три выходных за последний американский месяц у Эдика, один – у Паши. Это об интенсивности труда.

Наколка из Пушкина

- Переходим к разделу «интересные встречи»?

- Со многими ребятами познакомились: из Южной Кореи, Тайваня, Индонезии, Украины. Каждый день теперь общаемся. И все в гости зовут... А какой интересный персонаж нам встретился в Аризоне! У бассейна познакомились с американцем, который очень любит Россию. Поэтому неплохо говорит по-русски, пьет водку, а на руке носит наколку со строчками из стихотворения Пушкина! «Я вас любил…», кажется.

- Не поверю, если скажете, что на девчонок внимания не обращали.

- В Нью-Йорке много симпатичных видели. А вот в провинции… «Макдональдс» очень сказывается на людях.

Про свой рацион вспоминая, говорят, что и до бич-пакетов, бывало, доходило. А бывало, такими сытыми от шведского стола отваливали, что и ужинать не хотелось.

«Хлеб там невкусный, как вата», - морщатся. И с улыбкой вспоминают девушку из Тайваня, которую однажды нашей булкой на Брайтон-Бич угостили:

- И до сих пор она пишет: «Скучаю по русской плетенке с маком».

- А вы по чему скучали на чужбине?

- По сгущенке и всей простой еде. Я теперь пельмени с удовольствием ем, – говорит Эдик.

 Павел Аншуков. Фото из архива путешественников
Павел Аншуков. Фото из архива путешественников

Чих безответный

- «Я в восторге» - о чем американском можете так сказать?

- О дороге, природе, сервисе и некоторых девушках.

- А как за океаном насчет хамства и тамошних матов?

- Там только здоровья не желают, когда чихаешь. А «извините, пожалуйста, спасибо» так часто, что иногда даже надоедало. Матов практически не слышно.

- Слово «негр» на Руси уважительным считалось. А теперь, говорят, нельзя так.

- Мы их между собой пацанами и пацанками называли.

- Скажите честно, вернуться насовсем в Америку не захотелось?

- Люди, которые думают, что в Америке достигнут того, что не получилось в России, скорее всего, ошибаются. Они просто здесь не пробовали что-то сделать, - мнение Павла.

- Вернуться туда хочется. Но жить – нет, - говорит Эдик.

- Лично мне Америка очень нравится тем, что детям до 21 года ни под каким видом табак и алкоголь не продают. Это так или только со стороны кажется?

- Так и есть, и очень строго. Каждый раз спрашивают удостоверение личности. И если даже хотя бы у одного молодого человека из вашей компании документа нет, выйти из отдела попросят всех. Конечно, без покупки.

Одни штаны на лето

- Мамам звонить не забывали?

- Мы по Интернету общались, так дешевле. Что они говорили? Как обычно, чтобы дома были в 4.00.

- Поработали, отдохнули. А еще что?

- Английский подтянули. Научились жить самостоятельно. Стали более уверенными в себе и даже понаглее.

- Тогда совет тем, кто будет следующим.

- Пусть захватят с собой побольше русской еды, тех же круп. А одежды брать много не стоит, там всем без разницы, в чем ты ходишь. Можно все лето в одних брюках прошагать.

- Первые часы на родной земле. Ваше впечатление?

- Шок: все по-русски разговаривают!

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА