Вечерний Северодвинск
Номер от 29 октября 2009 г.

«Физик» и «лирик»
Талантливый инженер, он в то же время всегда был лириком в душе. Писал стихи, сценарии для самодеятельной сцены, профессионально разбирался в музыкальном искусстве. Ему очень нравилась музыка Свиридова из кинофильма «Метель», и он написал к ней слова. Провел также интересный литературный поиск, разыскав в нашей области людей, близко знавших его любимого поэта Александра Блока. Он был и «физиком», и «лириком», подтверждая тем самым слова о том, что если человек талантлив, то он талантлив во всем.

 Фото из фондов Северодвинского краеведческого музея
Фото из фондов Северодвинского краеведческого музея

Воспоминания курсанта

В начале девяностых уйдя на пенсию, Леонид Георгиевич занялся историко-краеведческой работой. Тогда он собрал и опубликовал интереснейшие сведения о работе молотовского порта в годы войны, о судоремонте на заводе №402.

Широкий энциклопедический кругозор позволял ему выступать в газетах и журналах на самые разнообразные темы. Первый пилотный номер «Корабельной стороны» создавался с его активным участием. В то время исследователь вплотную соприкоснулся с историей Беломорья, работал в областном архиве. Большая статья «Памятник Ченслеру в Северодвинске?» рассказывает о результатах этого поиска. Потом это сотрудничество с газетой было плотным и плодотворным на протяжении нескольких лет, до самой его кончины в 2001 году. В известном сборнике «Северодвинск. Испытание на прочность» четверть всего объема занимают его статьи и очерки.

Особо хочется выделить его замечательное литературное творение «Воспоминания курсанта мореходного училища». В 2001 году накануне Дня Победы редакция «Вечернего Северодвинска» впервые собрала внештатных авторов, участников Великой Отечественной войны. Леонид Георгиевич поделился воспоминаниями об Архангельске военных лет, но почему-то постеснялся сказать, что в его столе уже лежит законченная рукопись книги о курсантской жизни. И никто, конечно, не знал, что она станет его лебединой песней. Спустя несколько дней я услышал по телефону взволнованный голос его давнего друга Генриха Птицына. И сказанная им фраза «Лёни не стало!» не сразу дошла до моего сознания.

Сорок глав о юности…

Первый набор в Архангельское мореходное училище, созданное на базе морского техникума, проходил в 1944 году. Значительная часть книги, конечно же, посвящена друзьям по учебе. Среди окончивших «мореходку» в первом выпуске оказалось немало колоритных фигур, ставших впоследствии известными на все страну. Не забыты в книге и другие однокашники Лени Шмигельского, чья слава не была столь громкой. И те, у кого дальнейшая судьба получилась менее удачной. О них он сумел рассказать деликатно и тактично.

Вся книга написана живым, образным языком. Интересна она и тем, что очень тонко передает дух времени, колорит послевоенного Архангельска. В ней много примет тех лет: тут и искрометная «Линда» на танцплощадках, и хождение в старенький деревянный кинотеатр «Арс», и массовые катания на стадионе «Динамо». К тому же все повествование пестрит шутками, курьезными историями курсантов, вызывающими улыбку.

Эта книга имела еще одну своеобразную предысторию. Каждое пенсионное лето Леонид Георгиевич проводил вместе с семьей в Волгограде. Там неожиданно и родился замысел книги. Вернее, о книге мысли еще не было. Просто захотелось записать отдельные эпизоды и размышления о «мореходке», о которой он всегда отзывался с большим уважением.

«Три месяца изо дня в день потихоньку, не торопясь, я писал эти заметки, находясь в славном городе Волгограде. Отдаленность от места и времени описываемых событий, полное отсутствие под руками каких-либо книг и документов заставляли надеяться только на свою память…» Эти строки написаны 2 августа 1994 года. Но «Воспоминания…» завершает все же другая запись: «Шесть лет я не заглядывал в эти заметки. Потом показал их одному прекрасному человеку, которого знаю с детства и которому бесконечно доверяю. И она сказала мне: «Надо оформить, кому-то это будет интересно». В течение месяца, находясь в том же самом Волгограде, я перепечатывал эти свои давние воспоминания. Придумал краткие заголовки каждой главке – для облегчения чтения. И вдруг что-то екнуло внутри – а почему их, этих главок, оказалось сорок? Это что – «сороковины», поминки по навсегда ушедшей юности? Кто его знает… Может, так оно и есть. Но получилось это совершенно случайно, непроизвольно. Волго­град. Август 2000 года».

Хоть и небольшим, даже крохотным тиражом (50 экземпляров), книга все же увидела свет спустя два года после кончины автора.

Александр БУРЛОВ