Вечерний Северодвинск
Номер от 29 октября 2009 г.

Ставки сделаны
До сих пор в заведениях, где, по официальным документам, стоит «лотерейное оборудование», я бывала только вместе с сотрудниками милиции и прокуратуры – во время проверок. Но после того как в Северодвинском городском суде почитала правила проведения стимулирующих лотерей, не удержалась, пошла посмотреть на эти чудеса в действии.

 От смены вывески суть не меняется… Фото Валерия Уткина
От смены вывески суть не меняется… Фото Валерия Уткина

Небольшой зал, полумрак, вокруг автоматы, из-за стойки администратора торчат две макушки. На самой стойке объявление, что здесь можно купить открытку за сто рублей и календарь за тысячу. Причем снизу пометка о самообслуживании. Протягиваю сто рублей, администратор без лишних предисловий и вопросов о желании поучаствовать в стимулирующей лотерее спрашивает: «Поставить?»

Чудес не бывает

Автомат выбираю наугад – все равно разницы между ними не вижу. Перед этим успеваю взять со стойки открытку «Формула лото» - так себе бумажка, даже не картон, к ней прикреплены условия проведения лотереи. Прочитать хоть что-то прямо в зале было нереально – шрифт настолько мелкий, что и дома при хорошем свете пришлось приложить немало усилий, чтобы ознакомиться с текстом. Свои сто рублей я проиграла за считанные минуты и с чувством выполненного долга ушла.

С чувством выполненного долга - потому что своими глазами посмотрела, как выполняют собственные правила «лотерейные клубы». Речи не было не только о присвоении мне идентификационного номера, как предписывают правила, но даже о выдаче чека за приобретенную открытку. И если бы вдруг я выиграла, опубликовать в СМИ результаты розыгрыша, как обозначено в условиях проведения лотереи, было бы очень сложно. Что касается создания тиражной комиссии, то, может, те две макушки за моей спиной ее и создали, только мне не сообщили. Но протокол тиража, акт итогов и официальную таблицу тиража в моем присутствии точно никто не подписывал.

Прокуроры области пошли в наступление

В Северодвинский городской суд сейчас одно за другим поступают заявления от прокуроров разных муниципальных образований области, которые просят признать деятельность наших предпринимателей по организации азартных игр на их территории незаконной и обязать ее прекратить.

У прокуроров Виноградовского района и города Мирный претензии к ООО «Бонус», у прокуроров Соломбальского и Октябрьского районов Архангельска – и к ООО «Бонус», и к ООО «Корпорация ЮВЕ». Судебные разбирательства по одним делам уже начались, по другим еще только назначены. Прокуроры считают, что предприниматели просто пытаются обойти требования закона о запрете организации и проведения азартных игр.

Прокуратура Коряжмы уже выиграла в Северодвинском суде иск против «Корпорации ЮВЕ». Правда, решение в законную силу не вступило – ответчик сейчас обжалует его в областном суде. Но выводы северо­двинского судьи Любови Буториной, выслушавшей объяснения ответчика и изучившей все материалы дела, однозначны: несмотря на то что игра, которая проводится в коряжемском зале «Лотто», называется стимулирующей лотереей, она, по сути, является азартной игрой. Судья шаг за шагом изучила действия «участников лотереи» и администратора зала и посчитала, что в данном случае имеет место «соглашение о выигрыше, основанное на риске», а размер выигрыша определяется случайным образом. При этом в процессе игры организатор игры или его работник не участвуют.

Судья сочла несостоятельным довод ответчика о том, что игровые автоматы были переоборудованы в лотерейные, так как на них заменили игровую программу на лотерейную, а также убрали купюроприемники. Как следует из определения игрового автомата, наличие купюроприемника не является обязательным его атрибутом. Суд нашел, что обязательным признаком игрового автомата является определение материального выигрыша случайным образом, что и имело место в данном случае.

В Коряжме организатор «стимулирующей лотереи» за сто рублей продает не открытки, а спичечные коробки с символикой лотереи. Суд посчитал, что «передача спичечного коробка ответчиком игроку направлена на завуалирование игровой деятельности с целью придания ей видимости стимулирующей лотереи, в то время как данная деятельность отвечает признакам игровой и не отвечает признакам организации лотереи, в том числе стимулирующей».

Не знаю, как обстоятельства этого дела оценит областной суд, а на мой обывательский взгляд, все логично.

Северодвинск ждут перемены?

24 зала с вывесками о проведении стимулирующих лотерей проверила прокуратура Северодвинска. Итог – 24 судебных иска к девяти юридическим лицам с требованием признать их деятельность по организации и проведению азартных игр в городе незаконной. Шесть ООО – наши местные, три зарегистрированы в Архангельске и Шенкурске, поэтому часть заявлений будет рассматривать не Северо­двинский суд, они направлены по месту нахождения юридических лиц.

По словам заместителя прокурора Северодвинска Олега Чистякова, проверка была серьезная, с привлечением специалистов Центра стандартизации и метрологии. У прокуратуры есть заключение экспертов о том, что установленные автоматы действительно являются игровыми. Кроме того, большинство северо­двинских аппаратов в свое время были внесены в Государственный реестр игрового оборудования и игровых программ и некоторые предприниматели после изменения законодательства даже не стали убирать купюроприемники, то есть люди продолжают играть на деньги без всяких там спичек и открыток. Себестоимость открытки, кстати, по данным прокуратуры, один рубль двадцать копеек, ручки - двенадцать рублей (в «лотерейных клубах» ее продают за тысячу).

Судебные заседания по искам северодвинской прокуратуры начнутся с 10 ноября. Причем у прокуратуры есть информация о том, что семь северодвинских игровых залов закроются еще до начала судебных процессов – собственник намерен добровольно удовлетворить требования надзорного органа.

Ирина КЕДРОВА


«Дикие» салоны

Наш традиционный опрос на улице показывает: особого разнообразия мнений об игровых автоматах среди горожан нет.

Роман Ушаков, учащийся 7-й школы:

Я думаю, правильно, что такие салоны проверяют. Много денег можно проиграть, игры заманивают, затягивают. Играл ли сам? К счастью, нет. И не хочу. Но по телевизору показывают, как это бывает.

Галина Рысбаева, работник «Звездочки»:

К подобным салонам я отношусь отрицательно, их действительно нужно ограничивать. Я-то сама не играю. Но говорят и показывают, что из-за долгов у игроков дело доходит до выселения из квартир…

Василий Феликсов, пенсионер:

Может быть, за­крывать такие салоны и не стоило бы. От них не уйти, тот, кто хочет, играл и будет играть. Но ограничить, упорядочить их надо, чтобы не было таких диких заведений, какие встречались.

Елена Ефрим, работник магазина «Спорттовары»:

Проверяют игровые салоны? Да, я думаю, их в самом деле надо ограничить. Слишком много денег люди могут потратить там. Сколько случаев было, что и без пенсий оставались, и без квартир…

Михаил Сергеев, пенсионер:

Если уж есть по закону запрет на игровые салоны, то его и соблюдать нужно. А сами эти игры… Развращают они людей. Сначала человек не думает об опасности, а к чему может прийти, когда заболеет игрой?

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН