Вечерний Северодвинск
Номер от 15 октября 2009 г.

Четвертая ищет нишу
Быть или не быть - этот гамлетовский вопрос сегодня остро стоит перед несколькими школами Северодвинска. Особенно сложная ситуация сложилась на Яграх. Если общественность согласится с доводами управления образования, то на острове станет одной школой меньше.

 Любовь Вадимовна Гайдук своим первоклассникам и театральное представление покажет, и на фортепиано сыграет. Фото Владимира Ларионова
Любовь Вадимовна Гайдук своим первоклассникам и театральное представление покажет, и на фортепиано сыграет. Фото Владимира Ларионова

205 учеников учится сегодня в четвертой школе, это всего 39 процентов от нормативной наполняемости. Хотя в этом году впервые за последние несколько лет удалось набрать полный первый класс – 25 человек (это помимо класса коррекции). У четвертой на Яграх сильные конкуренты - без проблем набирает два первых класса Ягринская гимназия. В последнее время стабильным спросом среди родителей пользуется 19-я школа со своими сберегающими здоровье технологиями (хотя еще десять лет назад это была самая проблемная ягринская школа). У 24-й школы помимо «выгодного географического положения» плюс - два здания бывших детских садов, где созданы идеальные условия для начальной школы. Пятая школа справляется с набором чуть лучше четвертой – наполняемость в этом году 43 процента от возможной. Всплеска рождаемости в последние годы в городе не наблюдалось, так что надеяться учреждениям образования не на что, можно рассчитывать только на себя.

Все общеобразовательные учреждения сегодня финансируются за счет субвенции субъекта федерации, а размер субвенций определяется по количеству учеников. Пока у управления образования есть возможность перераспределять средства – если четвертой и пятой не хватает денег на зарплату персоналу, их «возьмут» у 31-й, 24-й, 19-й и т.д. Это значит, что «большие» школы не могут потратить то, что им предназначалось на оснащение материально-технической базы, наглядные пособия.

Непросто сегодня с наполняемостью и в некоторых городских школах – в 22-й, 23-й, 29-й, и объективно новым ученикам взяться не¬откуда. В 28-й школе, где могли бы учиться под тысячу учеников, сегодня 546. Но здесь по соседству строятся новые дома, а значит, есть надежда на увеличение числа детей. Особый разговор – 33-я школа, там сейчас вообще учится меньше трети от нормативного количества. Но здание в центре города со спортзалом, столовой и мастерскими управлению образования терять жаль, специалисты будут думать, как наполнить эту школу учениками. С четвертой школой все гораздо сложнее.

Переход на новую систему оплаты труда, когда будет действовать подушевое финансирование, для малокомплектных школ означает одно – экономическую смерть. Как вариант решения проблемы в управлении образования сейчас рассматривают возможное объединение двух ягринских школ – четвертой и пятой. Но, по словам руководителя управления, «ломать через колено никого не будут», процесс слияния школ достаточно длительный, с обязательным учетом мнения всех участников образовательного процесса, с проведением общественных слушаний.

Тамара Петровна Рогушина, которая сейчас исполняет обязанности директора 24-й школы, признает, что частично своей стабильностью они обязаны центральному расположению, многое значат и дополнительные здания. Но помимо этого, многое предпринимается и самим коллективом для привлечения первоклассников. Педагоги занимаются эстетическим направлением, уделяют внимание пропаганде здорового образа жизни, есть кабинет коррекции зрения, стоматологический. За счет миллиона, выигранного по нацпроекту «Образование», купили новые компьютеры и интерактивные доски, есть классы с углубленным изучением английского, математики, организована предпрофильная подготовка старшеклассников. Все это есть, и об этом 24-я не стесняется рассказывать.

Директор четвертой Мария Сергеевна Шушерина признает, в чем-то они виноваты сами – просто учат детей, в информационной борьбе за первоклассников не участвуют, а надо было вовсю работать и над имиджем учебного заведения. В школе есть и классы с углубленным изучением иностранного языка, и компьютеры, и возможность выйти в Интернет, и экологические программы действуют, и городской грант по истории Севера школа в этом году выиграла. Кроме того, с этого года в школе открылся кадетский шестой класс. Мебель в классах новая, спортзал отремонтировали, даже трубы с холодной водой полностью заменили. У большей части педагогического коллектива высшая и первая квалификационные категории.

Идею слияния с пятой школой в четвертой не поддерживают. Учителя боятся, что их с тем небольшим количеством часов, которое есть сегодня, могут просто сократить. Ученики любят и свою теплую, уютную школу, и учителей. Многие родители не хотят, чтобы дети переходили несколько опасных дорог по пути к знаниям. Директор сейчас заканчивает обучение на курсах повышения квалификации по направлению «Экономика в образовании», строит планы по развитию школы, по привлечению новых учеников, но подробности пока разглашать не стала. В общем, четвертая планирует бороться за право на существование. Теперь для нее главное - успеть занять свою нишу до того, как начнется «подушевое» финансирование учреждений образования и гамлетовский вопрос разрешится сам собой.

Оксана КОЗИЦЫНА