Вечерний Северодвинск
Номер от 27 августа 2009 г.

Важнейшее волшебство
Люди старшего поколения еще помнят ленинскую цитату о кино, которое является важнейшим из всех искусств. Да это и неудивительно, лозунги с соответствующими словами на эту тему висели чуть ли не в каждом кинотеатре страны. Впрочем, те слова соответствовали действительности.

Первый кинотеатр (тогда еще без названия). Здесь смотрели фильмы труженики Судостроя
Первый кинотеатр (тогда еще без названия). Здесь смотрели фильмы труженики Судостроя

ДЕНЬ российского кино - праздник в первую очередь профессиональный. Но кино развивалось не только усилиями профессионалов, развитие киноотрасли зависит и от тех, кого называют кинозрителями.

Приобщение к чуду

Первый в своей жизни фильм я смотрел в Соломбале вместе с родителями. Он назывался «Волга-Волга». С того времени ждал каждого воскресенья. В тот день, получив полтинник на билет и двугривенный на мороженое, мы мчались к заветному окошечку кассы кинотеатра «Революция», чтобы увидеть удивительно интересные картины «Золотой ключик», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «Тимур и его команда».

Мои школьные годы в Молотовске вобрали в себя уже более суровые фильмы: «Котовский», «Александр Пархоменко», «Небо Москвы», которые мы смотрели в клубе Горького или в клубе строителей.

Запомнилось, каким успехом пользовалась в мальчишеской среде кинокомедия «Джордж из Динки-джаза». Построенный на военных событиях, этот фильм изобиловал различными комедийными ситуациями, множеством цирковых трюков. Те из ребят, кто успел его посмотреть, взахлеб рассказывали об увиденном. Мы же с одноклассником Витей Ларионовым, жившим в соседней квартире, слушали разинув рот.

Посмотреть тот фильм у нас возможности не было. Его показывали днем, а мы учились во второй смене. Но искушение было все же велико. В один из дней, направляясь в школу, мы свернули к стадиону и зарыли свои портфели в огромный сугроб. А потом, вдоволь насмеявшись, пропустив два урока, понурив головы предстали перед нашей учительницей Еленой Аркадьевной.

Механик, крути киноленту!

Тот фильм мы смотрели в театре. Первый кинотеатр в нашем городе появился вместе с театром драмы, и размещались они в одном здании, переделанном из ангарного склада. Это здание сгорело 26 марта 1938 года. Впрочем, новоселье и театр, и кинотеатр накануне Первомая того же года опять отметили вместе.

Фильмы пользовались большим вниманием. Именно здесь тогдашняя ребятня впервые узнала о существовании цветного кино. Многие ухитрялись по нескольку раз посмотреть красочные английские фильмы «Джунгли» и «Багдадский вор».

Через несколько лет, уже в годы юности, было топтание на крыльце «Родины». Это уже не только предвкушение встречи с интересным зрелищем, но и трепетное ожидание опаздывающей к началу сеанса девушки, откликнувшейся на приглашение.

Вообще, так уж получилось, что к кинематографу я оказался более причастным, чем большинство моих сверстников. Потому что был вхож в среду киномехаников, «крутил» фильмы и некоторые из них смотрел по десятку раз. А потом, уже став взрослым, снова чаще других соприкасался с волшебным миром киноискусства благодаря знакомству с людьми, которых называют кинолюбителями.

Термин «кинолюбитель» вошел в наш лексикон в середине прошлого века. Именно тогда появились энтузиасты, снимающие собственные фильмы, объединяющиеся в самодеятельные студии. Сотнями исчислялись кинолюбители и в Северодвинске. Работали народные киностудии «Северянка», «Чайка». Но были еще и так называемые любители кино.

Любители и критики

В семидесятых-восьмидесятых годах в стране действовало множество различных объединений и клубов, ведущих пропаганду кино. В нашем городе работал клуб любителей кино «Экран», председателем которого мне довелось быть несколько лет. Секретарем же совета клуба и наиболее активным помощником был Александр Гузнищев, начинавший тогда журналистскую деятельность в заводской газете «Трибуна рабочего».

Схема работы клуба была чрезвычайно проста. Смотрели фильм. Потом следовало обсуждение. Причем длинных выступлений обычно не было. Иногда это были просто короткие реплики, но и того было достаточно, чтобы иметь коллективное мнение о достоинствах и недостатках картины. Обобщить же и выразить его на газетных страницах поручалось кому-нибудь из журналистов.

Фильмы привозили всегда первоэкранные, еще незнакомые северодвинскому зрителю. Самым подходящим помещением для занятий оказался заводской Дом техники. Здесь был удобный зал на сто мест с хорошей акустикой, оборудованный новой аппаратурой.

Большую часть технических проблем решали руководители этого учреждения Василий Мокроусов и Маргарита Тамменен, а доставку фильмов обеспечивала директор «России»Татьяна Колесниченко.

«Экран» действовал более пятнадцати лет и закрылся в начале девяностых, когда Дом техники поставили на ремонт и началась деградация отечественного кинематографа.

В формате DVD

Недавно пригласил одного из своих знакомых сходить вместе в кино. И получил ответ: «А зачем идти в кино, когда оно само ко мне приходит?»

В принципе, вроде бы верно. Телевизоры и DVD принесли в наш дом и старые, и новые фильмы. Но есть тут, как сказали бы в Одессе, две большие разницы. И широкоформатный экран, и звуковые спецэффекты в кинотеатре наполняют ленту новыми смысловыми дополнениями. А самое главное, коллективный просмотр объединяет зрителей.

Телевизор да еще народное безденежье девяностых годов отучили массового зрителя от кино. По этой причине не было особых протестов против демонтажа киноустановок во всех Дворцах культуры. Безмолвно прошло закрытие кинотеатров «Прибой» и «Спутник». И все же надежда на то, что кино сохранится и будет востребовано, есть. Об этом напоминают и возродившаяся «Родина», и сохранившийся «Сириус».

Александр БУРЛОВ