Вечерний Северодвинск
Номер от 23 июля 2009 г.

Кто следующий?
Приключения деревянного дома на улице Торцева – это еще цветочки. Практически все городские «деревяшки» нуждаются в серьезном ремонте фундамента. Причем ждут его очень давно.

ЖИЛЬЦЫ дома 14 на улице Советской долго добивались внимания к своей проблеме. В начале лета дом повело – покосились старые сваи. Но только недавно, после того как клюнул петух ЧП на Торцева, появились какие-то подвижки. А именно – под аварийные сваи поставили опоры – городки. На том и успокоились. Судя по всему, этим летом на более серьезную помощь надеяться не приходится. А что будет следующей весной?

Аналогичная ситуация и со многими другими домами на сваях. Покосившиеся углы, «гуляющие» полы и потолки, треск стен и осыпание штукатурки после каждой проехавшей мимо машины – это сегодня. А завтра владельцы квартир в таких домах запросто могут быть эвакуированы в спешном порядке. Через окна, так как двери заклинило. И слава богу, если без жертв. И что останется у людей? Документ, подтверждающий право собственности на недвижимость?

Виктор РЕЗАНОВ

Крышка «деревяшке»

В прошлом году в городе числилось 442 деревянных дома, из них 108 ветхих и 73 - аварийных. «Деревяшка» на Торцева, 9, стала в этом списке 74-м домом. По заверениям чиновников, капремонт этого дома проводился не так давно – в начале девяностых, и ни в ветхих, ни в аварийных эта «деревяшка» не числилась. И на тебе!

Это не первый и не последний в городе случай, когда дом сходит со свай, однако впервые часть проживавших в нем людей может оказаться на улице в прямом смысле этого слова.

Все жильцы злосчастного дома получили временное пристанище в маневренном фонде. Те северодвинцы, кто не приватизировал свои квадратные метры в «деревяшке» на Торцева, будут спокойно ждать, когда город предоставит им постоянное муниципальное жилье. Однако большая часть вынужденных переселенцев – собственники жилья (это те, кто приватизировал квартиры, и те, кто их купил) сможет жить на площадях маневренного жилья только до декабря. А дальше городская власть в соответствии с законами имеет полное право их выселить и наплевать и забыть про горе-собственников.

Чиновники уже встречались с жильцами и популярно объяснили им, что к чему. Например, собственники имеют полное право большинством голосов принять решение о восстановлении дома. В этом случае муниципалитет как владелец трети площади дома должен подчиниться и внести свою долю в это очень дорогостоящее дело. Но весь фокус в том, что и собственникам придется раскошелиться по полной программе. И не секрет, что капитально отремонтировать дом стоит значительно дороже, чем построить новый. И на новый дом городская власть даст только треть нужной суммы – не больше.

Однако кроме квадратных метров в съехавшей со свай незастрахованной «деревяшке» собственникам принадлежит и участок земли, на котором она стояла. Поэтому, если дом снесут, а кто-то когда-то захочет что-то здесь построить, землю у собственников придется выкупать или каким-то образом договариваться с ее владельцами. Но как и когда это будет, большой вопрос.

У тех, кто приватизировал жилье, есть и такой вариант – вернуть принадлежащее им на праве собственности жилье в муниципальную собственность. Местные органы обязаны принять эти помещения и заключить с гражданами и членами их семей договоры социального найма на занимаемую площадь. Правда, для возврата жилья муниципалитету необходимо соблюдение двух основных условий. Приватизированная квартира должна быть, во-первых, единственным местом постоянного проживания человека и, во-вторых, свободна от каких-либо обязательств. Например, если она заложена по кредитному договору, вернуть ей прежний статус можно только после погашения кредита. То же касается и долгов по квартплате.

Процедура эта у нас в городе непопулярная. Если в прошлом году было приватизировано 1820 жилых помещений, то расприватизировано всего семь. Однако если собственник жилья имеет информацию о том, что дом, в котором он проживает, попадает в список аварийных, он должен задуматься о будущем и, возможно, принять решение о расприватизации жилья, ему принадлежащего. В этом случае появляется большая вероятность получить жилье в новом доме.

Следует помнить, что расприватизация распространяется только на тех, кто сам производил приватизацию квартиры. Если же квартира построена в ЖСК, приобретена по договору купли-продажи, подарена или получена в наследство, передать такое жилье в собственность муниципалитета нельзя.

Сам процесс расприватизации напоминает процесс приватизации, пройденный в обратном порядке. И поскольку для приватизации квартиры заключался договор о приватизации, расприватизация является ни чем иным, как расторжением соответствующего договора.

Следует помнить, что право на расприватизацию, как и на бесплатную приватизацию, ограничено во времени. В пятницу, 26 февраля 2010 года, еще можно подать документы, потом два выходных, а потом уже – ни-ни. Если, конечно, сроки не будут продлены вновь.

Ну а тем, кто собирается покупать или приватизировать квартиры в «деревяшках», есть о чем задуматься. Торцева, 9, не первый съехавший дом со сгнившими сваями и не последний. А по Жилищному кодексу, на который постоянно ссылаются чиновники, все бремя ответственности за собственность лежит на самом собственнике.

Елена ОГОРОДНИКОВА

Ходят ходуном, гуляют волнами

Благодаря то ли дальновидности, то ли безразличию многие жители деревянных домов не приватизировали квартиры. Вполне возможно, к лучшему.

Алевтина Николаевна (Советская, 22):

- Моя комната не приватизирована. Но спокойствия это не прибавляет. Недавно у дома отпали доски, прикрывающие фундамент. Прислушиваюсь к каждому скрипу, боюсь, что дом упадет.

Лидия Дмитриевна (Индустриальная, 12):

- Никогда даже и не думала о приватизации. А зачем это было делать? Уже в те годы наша одноэтажка ходуном ходила. Теперь, конечно же, еще хуже, того и гляди провалюсь в подвал.

Рубизон Геронтевич (Пионерская, 3а):

- Около дома стоит тополь, вот-вот упадет. Сказали об этом жилищникам, а они: «Дерево на расстоянии меньше трех метров от дома, значит, земля принадлежит собственникам приватизированных квартир»…

Александр Васильевич (Советская, 20):

- Жилье у нас муниципальное. Хорошо, что в свое время мы не стали заниматься этим вопросом. Иначе бы сейчас пришлось делать обратную процедуру, а это столько бумажной волокиты.

Татьяна Васильевна (Беломорский, 32):

- Честно говоря, как-то даже и не задумывалась о приватизации. Как оказалось, к лучшему. Дом, по-моему, может рухнуть в любую минуту. Любая машина проедет, так он начинает волнами гулять.

Опрашивал Павел РАШЕВ