Вечерний Северодвинск
Номер от 25 июня 2009 г.

Хорошо быть больным и несчастным
Если только ты живешь в Скандинавии. Там тебе помогут снова стать полноценным человеком. Этим летом мне впервые представилась возможность посмотреть на заграничную жизнь не глазами туриста, а изнутри. В рамках проекта «Развитие демократического общества посредством журналистики» группа журналистов и представителей общественных организаций Архангельска и Северодвинска побывала в Норвегии и Швеции. Цель: познакомиться с ролью неправительственных организаций в решении социальных проблем.

Здесь сбываются мечты

Одна из поразивших организаций - Городская миссия Буде (Буде – это город на Севере Норвегии с населением чуть меньше пятидесяти тысяч человек). Она помогает вернуться к нормальной жизни людям, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью.

Ничем не выделяющееся небольшое двухэтажное здание расположено в центре города, организация практически не рекламирует себя, просто люди, которые нуждаются в помощи, рассказывают о ней друг другу. Внутри светло, уютно и приятно пахнет кофе. Бесплатно перекусить, выпить чашку чая или кофе здесь может любой наркоман или алкоголик.

Если человек захочет вступить в диалог с волонтерами, ему расскажут, чем миссия может помочь, не захочет разговаривать – лезть в душу или выгонять никто не станет. Здесь можно почитать газеты, обсудить новости, в день приходит от 25 до 50 человек. Их имена не сообщают ни полиции, ни родным, если вдруг те позвонят. Если нужно, то наркоману дадут и временный приют – в пяти километрах от города есть дом, где могут жить 14 человек (кто-то живет там год, два, три). Но здесь уже придется рассказать о себе – постояльцев регистрируют.

Большую часть средств на свою работу организация получает от министерства здравоохранения. Остальные средства дают церковь, простые жители города, частные компании. Правда, сетует представитель миссии Ингрид Леккен, в этом году многие предприятия сообщили, что пока не смогут помочь. В организации есть штатные сотрудники, но большая часть персонала – это волонтеры.

Миссия помогает своим участникам осуществлять мечты. К примеру, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему и инструмент помогут купить, и обучение организуют, если кто-то хочет стать фотографом – с покупкой камеры помогут, пригласят на курсы. В свободное время здесь же можно поиграть в теннис, поучиться шить. Организация уже может похвастаться состоявшимися фотографом, журналистом, сотрудником теннисного клуба из числа бывших наркоманов. Некоторые из тех, кто когда-то сам пришел за помощью в миссию, теперь работают там преподавателями.

Работа - это главная ценность для норвежцев. При желании пришедшие в миссию могут получить здесь общественную работу, например заняться уборкой, четыре часа в день – 400 крон. При этом зависимые от алкоголя и наркотиков не стесняются работать на улицах Буде в униформе с логотипом организации, которая оказывает им помощь.

Согреет Батарея

Еще одна организация, аналогов которой я не знаю ни в Северодвинске, ни в Архангельске, – Батарея (правда, и для Норвегии это относительно новое явление). Это место, где помогают тем, кто чувствует себя изолированным от общества, - беженцам, новым гражданам Норвегии, наркоманам, людям с психическими проблемами, тем, у кого просто что-то не ладится на работе.

В стране пять таких Батарей, они получают поддержку от национального правительства. На специальных курсах здесь учат людей работать с Интернетом, создавать некоммерческие организации. Батарея стремится построить сеть организаций, которые будут работать с этническими проблемами, главная цель – предотвратить расизм.

Ноев ковчег

В Швеции в городе Лулеа участники проекта побывали в организации Баренцев Ноев ковчег. Это неполитическая, нерелигиозная, некоммерческая организация, которая занимается предупреждением распространения ВИЧ-инфекции, гепатита, борется против распространения наркотиков и алкоголя, защищает права человека, оказывает эмоциональную поддержку ВИЧ-инфицированным, борется с невежеством и пытается изменить общественное мнение по отношению к больным. В провинции Норботтен около 80-90 ВИЧ-инфицированных, в основном это люди от 30 до 50 лет, большинство из них – выходцы из других стран.

Ноев ковчег активно работает во всем Баренцевом регионе – ВИЧ-инфицированные Мурманской и Архангельской областей уже побывали в летних лагерях и в Швеции, и в России. Это организация общественная, живет на гранты центральных, региональных, местных властей, на членские взносы, деньги фондов и спонсоров. Главная движущая сила организации – волонтеры, все они имеют специальное образование. Раз в месяц проходят встречи для тех, кому нужна поддержка. Кто-то приезжает даже за 400 километров, если надо, организация оплачивает ему дорогу. Некоторые предпочитают приезжать в Ноев ковчег отдельно от всех.

Невежества по отношению к ВИЧ-инфицированным и больным гепатитом хватает не только в России, но и в Швеции: нам рассказали историю, когда механик, пришедший в реабилитационный центр для наркоманов, отказался ремонтировать посудомоечную машину, потому что испугался, что может заразиться гепатитом. Так что волонтеры Ноева ковчега планируют новые выходы в школы, организации, новые акции.

Накормят, напоят и спать уложат

В одном здании с Ноевым ковчегом располагается RIA center – ночлежка. Сюда могут прийти бездомные, наркозависимые, сюда же полиция может привезти подобранного на улице алкоголика. Здесь их накормят, дадут возможность помыться, если надо, выдадут другую одежду – секонд хэнд, можно посмотреть телевизор, позвонить. Утром в 7.30 после завтрака постояльцы должны покинуть ночлежку. Причем вечером смогут вернуться не все, а только те, кому дали на это разрешение власти коммуны. RIA не просто дает приют, а помогает установить контакт с властями, с социальными службами. В основном сюда приходят активные наркоманы. Информацию об этих людях центр передает в полицию, и сами наркоманы об этом знают. Но все равно приходят – от 10 до 25 человек в день.

Город финансирует лечение от наркозависимости, специальные муниципальные реабилитационные центры помогают нуждающимся найти жилье и работу, главное, чтобы человек захотел изменить свою жизнь. В основном RIA существует на деньги муниципалитета, плюс на средства, которые собираются в церкви. Муниципалитет тратит деньги на то, чтобы оступившиеся люди попытались выкарабкаться, и опыт RIA показывает, что все это не зря. Есть люди, которые решают и отказываются от наркотиков или алкоголя, некоторые впоследствии сами становятся волонтерами и уже помогают начать новую жизнь другим.

Оксана КОЗИЦЫНА