Вечерний Северодвинск
Номер от 25 июня 2009 г.

«Не погаснет без времени золотой огонек»
В ночь на 22 июня, День памяти и скорби, на воинском мемориале состоялась акция «Свеча Памяти». Несложно было проснуться в три часа ночи. Сложнее заставить себя отбросить теплое одеяло и выбраться на беспощадный ветер ягринской набережной. Марш-бросок на машине мимо сонных домов, мимо длинного красного автобуса, который неторопливо вез к мемориалу молодежь, мимо паренька в белой кепке, одинокого на долгой дороге к памятному месту…

ЭТО УЖЕ ПОЗЖЕ высадился веселый студенческий десант, подтянулись к братским могилам велосипедисты с российскими флагами на багажниках, троица шустрых роллеров, школьники, ветераны и представители власти. Пока организаторы раздавали участникам свечи в стеклянных колпаках, танцоры репетировали свое выступление, а звукооператор настраивал аппаратуру, молодежь сонно дымила возле урн, подчиняясь приказу песни, льющейся из динамиков: «Давай закурим, товарищ по одной…»

На жгучий ветер жаловались немногие. Самые шустрые уже давно сообразили, что лучший способ согреться – в объятиях друга. Или подружки. Тем приятней, если на ней легкое шелковое платье и белые банты или армейская униформа и пилотка. Такими были выпускницы 41-го года, которым праздник последних школьных дней подарил горечь начала войны.

Толпа зябко сжималась, обсуждали то, что сейчас для студента важнее: компьютерные игры, сессию и то, куда же подевался Женька, который вот только был здесь. А на дальней скамье раскрыл книгу уже знакомый паренек, который добирался к далекому мемориалу через ночной лес в одиночку.

- Читаю? Пикуля. Нет, я не студент – точнее, был им, но отчислен. Об акции узнал в Интернете, но разочарован тем, что здесь происходит. Мне кажется, люди не знают, куда пришли и зачем. А я? Я готов.

В подтверждение слов он достает из внутреннего кармана куртки, к которой приколота георгиевская ленточка, свечу в небольшом стеклянном стакане. На часах – четыре. Закричали чайки, ошарашенные тем, что не они первые после самой короткой ночи в году приветствуют рассветное солнце. Зажглась первая свеча – та самая, что из кармана с георгиевской лентой. За ней следом загорелись остальные, чтобы тут же погаснуть на ветру.

Лица студентов вдруг разом посерьезнели, и защелкали зажигалки – противясь ветру, они упрямо возрождали пламя угасающих свечей, которые в это хмурое утро нашли свое место на братских могилах солдат. Стихли разговоры, разомкнули объятия пары. Только солнце робко выглядывало из-за туч да ветер свистел в микрофонах, пока часы мерно отсчитывали секунды минуты молчания.

Ирина БАГРИЧ