Вечерний Северодвинск
Номер от 14 мая 2009 г.

С ветерком… до больницы
Две подруги решили утром на такси добраться до работы. Одна из них, 35-летняя женщина, погибла. Вторая, у которой, кстати, в тот день был день рождения, с серьезными травмами попала в больницу.

По предварительным данным, таксист без всякой причины выехал на встречную полосу. Сколько часов он провел в тот день за рулем, пока неизвестно. Следственное управление возбудило уголовное дело по статье 264 ч.3 – нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Руководство фирмы «Апельсин», к которой «приписана» попавшая в аварию машина, готово давать комментарии только когда закончится следствие. Впрочем, отношение к фирме попавший в аварию таксист имеет постольку-поскольку: у водителя заключен договор на аренду автомобиля, соблюдение законодательства

по перевозке пассажиров исключительно на совести самого арендатора машины. Официально таксист нигде не работает.

- «Наверное, заснул за рулем», - по словам очевидцев, это были первые слова, которые произнес вышедший из машины таксист, который несколько дней назад попал в аварию в районе К. Маркса, 49. Правда, сейчас водитель от этих слов отказывается, по совету юриста, он вообще решил не давать показания, видимо, отвечать за случившееся не хочется.

В майские праздники на Яграх произошло еще два серьезных ДТП с участием таксистов. По крайней мере, оранжевые фонари с шашками на машинах были. Оба водителя находились в состоянии алкогольного опьянения. Один не уступил дорогу машине, которая шла по главной дороге, в автомобиле находилась семья с ребенком. Водитель постарался увернуться, удар пришелся по касательной, семья не пострадала, а вот сам виновник аварии получил открытую черепно-мозговую травму, перелом ноги в двух местах и ушибы.

Скорость у такси была такой, что даже от удара по касательной машина «ушла» на 32 метра, остановил ее только фонарный столб. Следов торможения на месте не обнаружено. Кстати, пьяный таксист вез двух пассажиров, они, судя по всему, не пострадали - по свидетельствам очевидцев, сбежали еще до приезда сотрудников ГАИ. В другом ягринском «праздничном» ДТП пассажир пострадал.

Специальной статистики по авариям с участием таксистов в городе никто не ведет, никто отдельно не считает, и сколько таксистов было задержано в пьяном виде. Права пассажиров защищают федеральные законы - №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», постановлением правительства РФ утверждены «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», в 2007 году городской Совет принял решение «Об организации пассажиров легковыми таксомоторами на территории муниципального образования «Северодвинск».

Правила требуют от водителя обязательно проходить предрейсовый медицинский осмотр и проверку технического состояния автомобиля.

Решение Горсовета разрешает становиться таксистами только тем, кто имеет водительский стаж не менее 5 лет, а после поездки пассажир должен получить от него чек, отпечатанный на контрольно-кассовой технике. У нас все проще. Большая часть фирм ограничивается организацией работы диспетчера, водители приходят со своей машиной или берут в аренду в фирме. И все. Оформлением трудовых отношений большинство «работодателей» себя не утруждает.

Конечно, таксисты бывают разные, как сказал мне один сотрудник ГИБДД. Но сейчас в Северодвинске растет поголовье «диких» таксистов. Есть машина, права, покупаешь фонарь (можно обойтись и без него), рацию - и вперед на заработки. Они даже не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, в этом случае с них особо и спрашивать нечего – в правилах организации перевозок о «диких» ничего нет. Вот и штрафуют их только за отсутствие регистрации в качестве ИП и нарушение правил дорожного движения. Говорят, самое частое нарушение у таксистов – превышение скорости, а еще они любят в погоне за полтинником, не глядя ни на что, перестраиваться из левого ряда в правый, если видят на обочине потенциального клиента. Налоговая инспекция такого «дикого» может наказать, только если дважды уличит его в получении «левого» дохода. Мэрия разводит руками – у нас вообще полномочий контролировать таксистов нет. Аккредитация перевозчиков предусмотрена, но она добровольная, и, по данным отдела транспорта, до сих пор ни один таксист добровольно аккредитоваться не захотел.

По словам сотрудников милиции, раньше серьезные ДТП с участием таксистов случались очень редко, в последнее время все чаще, в майские праздники – сразу три. В Следственном управлении при УВД Северо-двинска сообщили, что готовят представление «о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших нарушению закона» на имя мэра города, начальника северодвинского отдела ГИБДД, руководителя областного отделения транспортной инспекции. Какие-то меры должны быть приняты.

При подготовке статьи спрашивала и дорожных инспекторов, и следователей с солидным стажем работы в правоохранительных органах: случалось ли им встретить таксиста, который проходит предрейсовые медосмотры и техосмотры. Шестеро из шести сказали, что не видели таких. Возможно, им не повезло, а возможно, законопослушные таксисты просто исчезают как вид, и нам надо смириться с мыслью о том, что поездка в такси – это рулетка, где ставкой могут стать здоровье и жизнь.

Мария УГРЮМОВА