Вечерний Северодвинск
Номер от 16 апреля 2009 г.

Спасать ломом и кувалдой
Еще недавно Константин Окулов, руководитель спасательной службы, рассказывал, как на трассе, проходящей по среднерусской глубинке, стал свидетелем страшного ДТП. Жутко, говорил, было смотреть и понимать, что помочь не можешь. До «Скорой помощи» 40 минут, до спасателей полтора часа. А пытаться извлечь водителя с помощью подручных средств, лома и кувалды означало одно – добить его своими руками.

КРИВАЯ несчастных случаев, набирая разгон весной, летом покоряет свой пик. Самую горячую пору городская наша аварийно-спасательная служба встречает обезоруженной и де-факто, и де-юре.

ДТП не по зубам

- В мае службу ждет очередная аттестация, - объясняет Константин Григорьевич. - Три года назад нас аттестовали по семнадцати видам спасательных работ из двадцати семи, которые могут потребоваться городу. Удалось мне тогда убедить комиссию, что средства на оснащение спасательных работ уже начали поступать. Так и было, около двух миллионов рублей нам выделили на 2007 год. А сегодня приходится констатировать: северодвинская служба, ставшая первопроходцем в области, катастрофически отстала.

- И насколько?

- Оснащены спасательным оборудованием процентов на одиннадцать от необходимого. Это не позволит пройти аттестацию по многим видам работ. Из числа тех, которые случаются наиболее часто: по ликвидации последствий ДТП, водолазные. А также по ликвидации лесных пожаров, в среде, непригодной для дыхания, по демеркуризации. Систему ликвидации ртутных загрязнений мы с годами выработали. Теперь даже дети звонят, если находят выброшенные лампы. А что дальше с ними делать? Ничего, потому что права и возможности не имеем.

- Получается, что вам будет позволено только двери захлопнувшиеся открывать?

- Нет, конечно. Получим разрешение работать на ликвидации ЧС, которые неизвестно когда случатся, и дай Бог, чтобы никогда. Но и к ним надо быть готовыми.

- Еще недавно вы гордились гидравлическим инструментом - подарком «Звездочки».

- Да, это был уникальный подарок для города, не один десяток жизней спасли с его помощью. Привезенный в Россию в 1995 году на выставку, через четыре года он попал на МП «Звездочка». В течение года с руководством завода насчет его шла переписка, большую помощь оказал и нынешний мэр Михаил Гмырин, в то время председатель профкома предприятия.

Кстати, в момент образования нашей службы в 1990 году из семнадцати организаций, подписавших договор о намерении содержать службу спасения в городе, только это предприятие перечислило деньги. И в прошлом году мы получили от завода подарок - мебель на 180 тысяч рублей. А гидравлический инструмент с 2000 года служит. К сожалению, стареют не только люди. На декабрьской аварии, когда джип под автобус въехал, его мощности не хватало. И по технике безопасности с ним работать нельзя. Из гидравлического инструмента в строю остался только ручной. «Запорожец» им еще можно разрезать, новые «Жигули» уже не по зубам, не говоря про иномарки.

Спасение с нарушением

- Страшный случай произошел на днях - утонул восьмилетний мальчик. На поиски его тела приезжали архангельские спасатели. Вы в таком случае помочь уже не можете?

- Нет, проведение водолазных работ регламентировано жесткими требованиями к оборудованию, наличию специалистов. К сожалению, не можем их выполнить. Хотя в 2008 году обучили в Москве двух водолазов.

- А если рыбаков в море унесет? Не забыть городу случая, когда ваши сотрудники спасли двенадцать человек во время шторма.

- И на эту работу не имеем права. Ребята и тогда фактически нарушили технику безопасности, выйдя в штормовое море на резиновой лодке, на которой разрешено удаляться не более чем на 500 метров от берега при высоте волны в 30 сантиметров. Но разве об этом думаешь, когда беда? Конечно нет. Конечно, будем спасать.

- Понимаю: действовать только по инструкции вы права не имеете, морального. Может, потому и кажется распорядителям бюджета, что справитесь в любом случае?

- Наверное, есть и такое. Мы понимаем, что финансовые возможности города невелики, но проблемы накопились действительно до размеров критической массы. А что касается морального права, так оно даже закреплено законом - принцип оправданного риска, когда ради спасения человека мы можем отступить от инструкции.

- Сколько денег нужно, чтобы отступлений таких было как можно меньше?

- В 2009 году на приобретение оборудования нам выделено всего 109 тысяч рублей. На эти средства ни один из видов работ не оснастить. А чтобы приобрести самое необходимое, требуется 25 миллионов.

- Круглосуточной работе спасателей финансовая подножка не грозит?

- К концу сентября придется переходить только на дневные дежурства, чтобы уложиться в годовой фонд рабочего времени. Переработка большая, нет денег, чтобы доукомплектовать штат пятью спасателями. Но не хочется, чтобы у читателей появилось ощущение развала. Мы работаем, тренируемся, учимся. Мы готовы прийти на помощь. За прошлый год 2211 вызовов отработали, 299 человек спасли. Из них 64 человека без нашей помощи погибли бы.

Говорят, цену жизни среднестатистического россиянина можно посчитать, правда, посмертные ее суммы называются разные. Но если даже минимальную умножить на 64, получится, что расходы на службу спасения многократно оправданы. Звучит цинично, но так считает весь мир. В богатейшей Швеции, например, если дорогущий спасательный вертолет за год выручает из беды двух сограждан, он окупает себя. Но разве не при любом состоянии экономики мы имеем право быть уверенными: случись ЧП с тобой или, что страшнее, с близким человеком – помогут? И не как смогут, не ломом и кувалдой, а по классу, достойному человеческой жизни дорогих и уважаемых, как нас называют в праздники, горожан.

Ольга ЛАРИОНОВА