Вечерний Северодвинск
Номер от 16 апреля 2009 г.

«Книга, в которой нельзя ставить точку»
Такого в Добролюбовке, наверное, еще не было. Такое, чтобы в одном месте собралось более двухсот персонажей и авторов одной-единственной книги, и во всемирной библиотечной истории, думаю, трудно найти. Но на место в Книге Гиннесса мы не претендуем. У нас теперь есть своя.

11 апреля в областной научной библиотеке имени Добролюбова прошла презентация уникальной энциклопедии «Архангельские журналисты. ХХ век». Получился праздник весны, труда и профессиональной солидарности журналистов.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, поздравляем, оставьте, пожалуйста, автограф», - по эстафете вели нас студенты журфака ПГУ в зал, зрительские места которого срочно прирастали стульями в проходах. Известных лиц много. С кем-то работали, кого-то читаешь, по телевизору каждый день видишь. Но даже давним товарищам есть повод сказать: будем знакомы, коллеги!

635 биографий журналистов Архангельской области, 40 из которых родились еще в позапрошлом веке, более 600 фотографий собрала энциклопедия. Авторов у нее 240 и еще один – писатель и журналист, преподаватель ПГУ Виктор Федорович Толкачев. Ему, открыв торжество, вручил Почетную грамоту Союза журналистов председатель правления областной журналистской организации Вячеслав Белоусов. Добрые слова о главном герое дня говорил каждый, кто поднимался на сцену.

Придумал энциклопедию Виктор Федорович, когда думать об этом было странно, в 1996-м. И потом легко ничего не шло - ни в организационной и архивной работе, ни с нашим братом журналистом, у которого всегда аврал. Мы отмахивались от студентов-журфаковцев, а ребята просили понять: Виктор Федорович зачет не поставит, если десять биографий для книги не сдашь. За суетой забывали, что сами обещали написать о коллеге, и про фотографии, о которых Толкачев в очередной раз по электронке напоминал… Это теперь, когда держишь в руках солидный том, понятно: то, что было «между делом», стало делом века.

Потрясающим документом, учебником журналистики и жизни, истории и даже экономики Архангельского края называли на презентации книгу, в которой, как сказал один из выступавших, нельзя ставить точку. За запятой должен быть новый век, новые имена. Подготовлена энциклопедия к печати Поморским госуниверситетом (издательство им. В.Н. Булатова), Союзом журналистов Архангельской области, в свет красивой такой выпущена издательско-полиграфическим предприятием «Правда Севера». А список учреждений и отзывчивых частных лиц, оказавших безвозмездную помощь, занимает в ней целую страницу. Персональное спасибо за материальную поддержку Толкачев сказал нашей «Северной неделе».

Второй такой энциклопедии ни в одном российском регионе нет. Лишь богатая на таланты и финансы Москва, говорят, осилила подобный фолиант. И какое-то современное лондонское издание и одно российское, 1772 года выпуска, позволили себе то, что есть в энциклопедии Толкачева: биографии лишены сухости и казенщины, а начинаются сведениями о родителях, супругах и детях. Это затем, объяснил главный автор, чтобы не были мы похожи на перекати-поле.

У растроганной до слез женщины я не решилась ни о чем спросить, коллеги подсказали: благодарит организаторов за приглашение на праздник вдова ответственного секретаря онежской районной газеты Валерия Кобычева. Страница 217 - на вечную память о нем. Таких щемящих душу глав, конечно, много, только за время работы над книгой ушли из жизни 38 журналистов…

«Виктор Федорович, что чувствуете: радость свободы, грусть расставания?» – дождавшись, когда он раздаст автографы, примет благодарности и поцелуи, спрашиваю улыбающегося Толкачева. А улыбки уже и нет: «Знаешь, ничего. Ощущение пустоты. Повторюсь еще раз: «Окончен труд, завещанный от Бога мне, грешному…»

Завещание исполнено. А пустота – это ненадолго, ее займет новая книга, отложенная на пять лет ради огромного дела жизни архангельской журналистики.

Ольга ЛАРИОНОВА

А чиновникам зачем?

«Для просвещения и понимания. К примеру, перед вручением награды журналисту чиновник может узнать из энциклопедии, что он собой представляет. Или на похороны журналиста решит пойти представитель власти слово сказать - опять же может прочитать биографический очерк».

Из интервью Виктора Толкачева «Правде Севера»