Вечерний Северодвинск
Номер от 9 апреля 2009 г.

Плевали мы на нашу улицу
Весной можно всецело насладиться всеми прелестями российского быта. Автовладельцы, влетев в очередную колдобину, вспоминают дорожников. Пешеходы, преодолевая полосы препятствий, в которые превращаются тротуары, гневятся на муниципальные службы. Одновременно и первые, и вторые «наслаждаются» всплывшей из-под снега россыпью мусора.

Мусорить вокруг себя — одна из привычек современного человека. Во время массовых гуляний мы оставляем пустую алкогольную тару и оберточные пакеты. Из окон проезжающих автомобилей то и дело вылетают окурки. А по мусору на автобусных остановках легко определить, чем торгует близлежащий ларек.

Связано это с нашим менталитетом или недостаточно жестким контролем государства? Сказать трудно. С детства за нами убирали мамы и няни, потом воспитатели, теперь вот дворники. И хотя в тех же школах попытки привить любовь к субботникам предпринимаются регулярно, сор и ныне там.

К слову, не уделяют должного внимания этой проблеме и родители, нередко показывая малышам, как нужно мусорить. Понятно, что решение проблемы упирается не только в школу и семью. Но тут и государство в бездействии обвинить трудно. Взять, например, те же урны, появившиеся на крупных улицах нашего города. Если еще прошлым летом они радовали глаз новым слоем краски и ровными линиями, то сейчас большинство из них бесформенным куском металла прижато к земле.

Наиболее действенным способом борьбы с загрязнением в общественных местах, как можно убедиться на опыте европейских стран, стали штрафы. Так, в Париже за разбрасывание мусора на улицах потребуют 50 евро, а в литовском городе Алитус брошенный на асфальт окурок и вовсе оценивается в 650 долларов. Но ведь и в российском Административном кодексе предусмотрено наказание за подобное правонарушение. За «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» гражданина могут заставить выплатить до двух тысяч рублей. Однако такие меры применяются крайне редко, и, как правило, лишь в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Результат неприменения очевиден, стоит лишь осмотреться вокруг.

Олег МИРНЫЙ