Вечерний Северодвинск
Номер от 9 апреля 2009 г.

Тарас, каналья!
Помнится, учитель по литературе в школе полушепотом уговаривала: «Ну, ребята, ну почитайте «Войну и мир» хоть немного. Мальчишки пусть читают главы с военными действиями, а девочки – про балы».

Так, собственно, и поступили. С таким же наказом в душе шла и на «Тараса Бульбу»: оставив военные баталии на суд спутника, сознательно шла страдать вместе с доблестным Тарасом, даже пару платков в карман утрамбовала тайком, чтобы нарыдаться вдоволь. Платки не пригодились – в «Бульбе» Владимира Бортко драма не предусмотрена. И одна из главных сюжетных линий – трагическая любовь и мучительный выбор Андрия – безнадежно измята и отброшена режиссером за ненадобностью быстрее, чем одежды панночки.

Зато в фильме есть: две тысячи костюмов (как утверждают создатели), мушкетер Боярский без шляпы, что само по себе отдает сенсацией, забавные батальные сцены, где казаки несутся на штурм стены с шашками наперевес, а поляки вспоминают о пушках только после долгой осады. Есть еще музыка Корнелюка, чьим единственным достижением за всю музыкальную карьеру я до сих пор считаю лишь «Билет на балет». Для двухчасового фильма тем не менее он выжал из себя три пошловатые невыразительные мелодии.

Режиссер хитер: он прикрывается текстом в самых выгодных местах. Когда речь встала о вступлении, Гоголя безжалостно отпихнули левой пяткой в сторону и вместо трогательной встречи отца с сыновьями зрителям выдали жвачку из пафосной речи Тараса перед боем. Да и к патриотичным порывам Тараса с легкой руки Бортко непонятно откуда добавился личный мотив в виде трупа жены, засиженного мухами. Зато когда нужно оправдать немыслимые предсмертные крики казаков, тут же раскрывается книжечка и строгий пальчик указывает – так автор написал. То, что на бумаге выглядит разумно, произнесенное вслух вызывает смех. Ну не верю я чубатому Боярскому, пронзенному саблей, рассуждающему о православии и Русской земле.

Не верю многому – невыразительной панночке-блондинке, ее папеньке, сделавшему вид, что пытается убить младенца. Верю отчего-то лишь хитрому жиду Янкелю, да белесым пустым глазам жены Тараса, которой толком не дали проститься с детьми. Вот им, двоим, мимолетным, верю – только еврею и старухе можно верить в этом грандиозном фильме про запорожских казаков.

Ирина БАГРИЧ