Вечерний Северодвинск
Номер от 2 апреля 2009 г.

Смешные продвинутые американцы
Стереотип о «тупых» американцах крепко сидит в умах многих россиян. Кто-то думает о них с иронией, вспоминая выступления Михаила Задорнова, другие со злостью, припоминая «холодную войну», расширение НАТО и августовские события в Южной Осетии.

Но тот же Задорнов смеется прежде всего над нами - над теми, кто перенимает только самые дурные американские привычки. А значит, есть и хорошие. О них-то в первую очередь и спросил у заведующей кафедры социологии Севмашвтуза Ольги Руссовой, недавно вернувшейся из командировки в США.

- Поучиться у них есть чему, – уверена моя собеседница. - Среднестатистические американцы, быть может, простоваты и поверхностны, зато, работая в команде, они способны добиться потрясающих результатов.

Я побывала в США уже трижды. Первый раз я посетила Лас-Вегас и Лос-Анджелес, и мне сказали: «Это не Америка». В «настоящей» же я оказалась во второй раз, это был город Портленд, штат Орегон. Именно там удалось увидеть одноэтажную Америку, где все проходит уравновешенно и размеренно, без каких-либо лишних движений. И вот снова в Америке. На этот раз в Вашингтоне и штате Мичиган с его депрессивным городом-призраком Детройтом и милой ухоженной провинцией, где даже в городках численностью до десяти тысяч человек социальная сфера развита настолько, что остается только удивляться и завидовать.

Политическое устройство

- Видимо, управление городом как-то по-другому устроено?

- Система следующая: население города выбирает совет. Совет нанимает сити-менеджера, мэра по-нашему. Тот, в свою очередь, набирает команду: финансистов, бухгалтеров... Ни совет, ни сити-менеджер не подчиняются губернатору штата, в том числе и в распоряжении бюджетом. Единственное, чем они руководствуются при его распределении, - это нужды и особенности своего города. Благодаря этому у администрации есть возможность быстро и четко реагировать на проблемы жителей собственного города. Но такая система принята не везде, в Нью-Йорке, например, и мэр, и городской совет избираются на четыре года, как у нас, и мэр имеет право вето на решения совета.

- Какая система вам симпатичнее?

- Даже и не знаю, но в любом случае нам необходимо сначала избавиться от коррупции.

Специальные люди

- Ну хорошо. Правление правлением, а что было дальше?

- Мы посетили школы, социальные учреждения, городские структуры, негосударственные организации, в том числе и Ротари-клуб. Эта организация появилась в США в начале ХХ века как неформальное объединение политиков и бизнесменов. Подобные благотворительные клубы есть в каждом городе, в них состоят граждане, неравнодушные к проблемам города, в котором живут. В программе заседания клуба города Хауэлла, на котором мы присутствовали, ожидалось представление нашей делегации, принятие новых членов клуба и презентация девочки-дауна…

- Презентация про даунизм, вы хотели сказать?

- В том-то и дело, что нет. Перед нами выступила умственно отсталая девочка. Вы можете представить, чтобы у нас на встрече с иностранной делегацией выступил умственно отсталый человек?

- Пожалуй, нет.

- А там это норма! Особенно становится стыдно оттого, что процент граждан с разной степенью инвалидности и в России, и в Америке равен – примерно десятая часть от всего населения. Но если в США ты видишь эти «проценты» везде, то в России встретить инвалида-колясочника на улице редкость. У американцев же почти каждый вход в супермаркет оборудован не только пандусами, но и, например, кнопкой, открывающей двери, расположенной на соответствующей высоте. Мало того, там даже нет специализированных школ для детей с ограниченными возможностями, как нет и такого определения.

- Насколько я знаю, в общении с ними даже выражение «Такие, как вы», нельзя использовать. В ответ услышишь: «Какие такие?», а чуть позже придет повестка в суд.

- Так и есть. Так вот, дети со специальными возможностями, в зависимости от состояния здоровья, могут изучать предметы как отдельно, так и в обычных классах. И это надо даже не для больных детей, а для здоровых. Это делает их не только толерантными, но более тонко чувствующими мир вообще. И это действует, сама видела. В одной из школ перед нами шел как раз такой ребенок. Навстречу ему выбегали здоровые детишки, что-то рассказывали ему, обнимали.

Торговцы воздухом

Кстати, на этом же собрании клуба меня удивили еще раз, рассказав о «Празднике шаров», который проводится раз в год. Суть его заключается в том, что на три дня в Хауэлл привозят пятьдесят аэростатов и устанавливают их на школьном поле. Помимо этого торгуют сувенирами и всякими мелочами. На этот праздник в город с населением в девять тысяч человек съезжаются более ста тысяч туристов. А доход в казну составляет более трех миллионов долларов.

- Обильная реклама?

- Нет. Никакой рекламы, никаких организационных затрат, только пятьдесят шаров и сувениры.

О погоде и президенте

- Как, кстати, они относятся к президенту афроамериканцу?

- Они гордятся Обамой! На этот случай у меня есть еще одна история, привезенная из Америки. Пригласили нас в кабинет высокого чиновника министерства образования в Вашингтоне. Он нам рассказывает что и как, перечисляет «трехэтажные формулы успеха». И вдруг, прерываясь в беседе, как маленький ребенок, хвастающийся новой игрушкой, с придыханием произносит: «Забыл спросить самое главное! Как вам наш президент?»

- Что ответили?

- Что с его приходом надеемся на новые, более теплые отношения, словом, чистую правду. А спустя тридцать минут после этой встречи мы гуляли по парку и натолкнулись на спящего бомжа. Пока мы его разглядывали, мужчина проснулся и без смущения обратился к нам: «Хотите, я скажу вам речь?»

- Об Обаме?

- Почти. Сначала он решил толкнуть речь о погоде. Говорил долго, с бесконечным энтузиазмом повторяя, как же пасмурно и дождливо в Вашингтоне. Но вдруг резко замолчал, лицо изменилось, как у того чиновника, и он задал тот же самый вопрос: «Как вам наш президент?»

Павел РАШЕВ