Вечерний Северодвинск
Номер от 26 марта 2009 г.

За справкой - в супермаркет
«Нет несчастья большего в России, чем ходить с прошеньем по начальству» - это даже не цитата из Александра Розенбаума, а горькая реальность. Обилие инстанций, требуемых каждой из них документов, время, необходимое на хлопоты и простое ожидание «высочайшей» резолюции в самых обыденных ситуациях, – все это стало для нас одной из главных проблем.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ центры (МФЦ) – вот решение проблемы, полагает центральная, а следом и региональная власть. Организации МФЦ было посвящено совещание в мэрии, которое провели глава администрации города Михаил Гмырин и делегация областной администрации во главе с заместителем губернатора Александром Топчим.

«Информационный киоск»

Гости из областного центра яркими красками описали перспективы, открывающиеся перед гражданами с созданием МФЦ – таких пунктов, где по принципу «одного окна», в едином помещении можно получить «комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг от различных ведомств».

В первую очередь это будут социальные выплаты и другие формы социальной поддержки и защиты, регистрация собственности, операции с недвижимостью, регистрация по месту пребывания и проживания, выдача удостоверяющих личность документов, услуги ЗАГС. А также услуги по взаимодействию с бизнесом, вроде выдачи разрешений и лицензий.

Такие центры уже окрестили супермаркетами госуслуг (но супермаркетами, бесплатными для граждан: плата взимается только за некоторые работы, вроде нотариальной заверки бумаг). Это важный момент административной реформы – как и создание информационных порталов в Интернете и «информационных киосков» на местах.

Людям удобно, чиновникам - нет

Удобно для граждан? Вроде бы еще как. Тем более что опыт деятельности таких центров в России за два года уже накоплен, в программу включились 48 регионов. На слайдах, продемонстрированных гостями из обладминистрации, - уютные залы в одном из МФЦ Калининградской области: никаких очередей, удобно, спокойно. Впечатляют и факты: разрешение на строительство, к примеру, можно получить всего за месяц – а в нашей области этот показатель составляет 300 дней!

Действовать такие центры могут в форме муниципальных учреждений. Региональные и федеральные власти окажут необходимое содействие, могут даже софинансировать переоборудование помещений под МФЦ. Но в общем, организацией таких центров и их финансированием на местах, кажется, предстоит озаботиться именно местным органам власти и местным бюджетам. «Полное творчество» - так изящно один из представителей обладминистрации описывает роль муниципалитетов в организации МФЦ.

Выступившая при импровизированном обсуждении руководитель отделения социальной защиты населения Людмила Билык заметила: МФЦ удобны для жителей, но неудобны для чиновников. И с законной гордостью заявила, что в подведомственном ей учреждении уже четыре года работают по принципу «одного окна», когда при обращении, допустим, за жилищными субсидиями заявителю не требуется самому собирать справки в предприятиях ЖКХ!

Гладко только на бумаге

Тем не менее некоторые чиновники осмелились задавать вопросы. Так, северодвинским специалистам неясно, за счет чего получение разрешения на строительство может занять всего месяц. Ведь не местными правилами, а федеральными законами, Земельным кодексом предписано не менее 30 дней после официального объявления ждать, не подаст ли заявку другой претендент на земельный участок!

Обсуждение этого пункта не обошлось без любопытного обмена мнениями. Александр Топчий не без сарказма спросил, не найдется ли возможность сократить это время, если он, замгубернатора, попросит. Но получил твердый ответ: даже ради Александра Анатольевича нельзя, да и прокуратура не позволит, федеральный закон как-никак! Полемику прервал мэр, заметивший, тоже не без иронии, что возражающие чиновники, очевидно, станут активными участниками рабочей группы, которой надлежит обсуждать перспективы и детали создания МФЦ.

А работы этой группе предстоит немало: составить перечень услуг МФЦ; определить правила взаимодействия десятков учреждений – федеральных, областных, местных; решить основные технические вопросы. Такие, как место размещения предполагаемого МФЦ (или даже группы таковых). Любопытно, между прочим: какое помещение в нашем городе сочтут пригодным для переоборудования в такой центр? Именно переоборудования: вышестоящие власти не согласны поддержать строительство нового здания. Ведь МФЦ должен отвечать многим требованиям. Это и удобство расположения, и электронная очередь, и оборудованные места ожидания, и возможность оплатить необходимые пошлины и сборы (наличие отделений банков, автоматов для платежей), и размещение здесь же кабинетов нотариуса, и многое другое, что может потребоваться в «супермаркете», не говоря уже о возможности записи по телефону.

Проект, безусловно, интересный и полезный. Но закрадывается крамольная мысль: может, вместо изобретения недешевых способов, как удобнее гражданину собрать полсотни справок, властям лучше было бы озаботиться сокращением этого количества? Упростить сами бюрократические процедуры, а не пути их прохождения?

Станислав ЗЕЛЯНИН