Вечерний Северодвинск
Номер от 19 марта 2009 г.

Владимир Иванов: «Я живу по японской системе»
Откровенный разговор с экс-председателем городского Совета депутатов.

О жизни

- Вы отказались участвовать в выборах в Горсовет, таким образом, закончился депутатский период вашей жизни. А что дальше?

- Дальнейшая жизнь. А идет она у меня по японской системе. У японцев правило: человек раз в четыре года должен менять рабочее место. Причем работа должна меняться по горизонтали, а лучше по диагонали, когда повышение профессионализма чередуется с карьерным ростом. Вертикальные изменения тоже возможны, но опасны: падать больно.

Когда я приехал в Северодвинск, я первым делом четыре года отморячил: работал в пятом цехе «Арктики» и ходил на испытания. Кораблей тогда много строили. Бывало, у Никольского буя нас ссадят с одного, и мы тут же на другой переходим. Таким образом у меня набралось девять кораблей. Потом я был откомандирован на комсомольскую работу. А ровно через четыре года вызвал меня директор «Арктики» и сказал: хватит комсомолить, пора заняться делом. Так я стал заместителем главного технолога. Прошло еще четыре года, и меня отправили в горком партии заведовать промышленно-транспортным отделом. Через четыре года я вернулся на «Арктику» и 16 лет (то есть четыре раза по четыре года) отработал главным технологом. И в совете депутатов я два срока: четыре года секретарем и четыре – председателем.

По истечении этого срока я просто понял, что пора заканчивать. Есть усталость, потому что моральная нагрузка тут нешуточная. Поверьте, это не рисовка, это правда. Должность без рычагов влияния – что в этом хорошего? Все, что я мог, – это убеждать и уговаривать. И от того, насколько успешно я это делал, зачастую зависело принятие правильного или непринятие вредного для города документа.

Тут мэру, конечно, проще, у него есть целый штат управленцев и право приказывать.

- Но если вы не смогли переубедить коллег и было принято неверное решение, то в дальнейшем и ответственность на вас только моральная? Ну разве что спали бы хуже?

- Если бы! Это заблуждение. В Уставе написано, что именно председатель представляет Горсовет в различных инстанциях, в том числе и в судебных. И когда прокуратура выставляет иск, ответственность за неправильное решение Горсовета лежит на председателе. И я был дважды наказан в административном порядке.

Кстати, знаете, где я провел свой первый рабочий день в должности секретаря Совета депутатов? Ответчиком в суде! Мне пришлось отвечать за нерасторопность депутатов предыдущего созыва, которые слишком долго тянули с принятием необходимых документов.

- Еще совсем недавно все ваши дни, в том числе и выходные, были расписаны по минутам. А теперь у вас появится куча свободного времени. Чем собираетесь заняться?

- Я всегда мечтал вплотную заняться дачей – это моя отдушина. Я уже давно наметил для себя план работ по благоустройству и теперь с удовольствием займусь его реализацией. Кроме того, после смерти родителей осталась квартира в Севастополе, которая уже больше года стоит неухоженная и требует срочного ремонта. А для этого нужно месяца два там пожить. И уже осенью я вернусь в город и тогда приму решение, что делать дальше.

О мэрах, бывшем и нынешнем

- Владимир Николаевич, вы были одним из тех немногих, кто на политсовете «Единой России» проголосовал против кандидатуры Михаила Гмырина в кандидаты на кресло мэра.

- Никаких личностных претензий я к нему не имею, мы с ним всегда были в достаточно ровных отношениях, встречались, здоровались, улыбались друг другу. Но я и сейчас уверен, что он сел не в свое кресло. Если бы он пошел сюда, в Горсовет, и стал председателем, я бы голосовал «за». У Михаила Аркадьевича действительно есть опыт общественной работы, но он никогда не был администратором. Одно дело критиковать, создавать общественное мнение и бороться за что-то, другое дело самому реализовывать намеченное и самому отвечать за это. Для этого нужны совершенно другие знания, опыт и понимание. И если он думает, что вот сейчас придет и наведет порядок, боюсь, он немного ошибается. Но буду рад ошибиться сам.

Я читал его предвыборные выступления в прессе, где он рассуждает, что там не доделано, там все завалено, а там вообще все плохо… Считаю, что это несколько некорректно по отношению к Александру Беляеву, который, по моему мнению, вложил в Северодвинск очень много сил и энергии. И кто бы там что ни говорил, период, в который Беляев был мэром, – это историческая веха в развитии города. Сначала Александр Николаевич этот город сохранил, а мы еще помним, как тогда непросто было: заводы сбросили с себя всю социалку и весь жилищный фонд, а денег у города не было, и пришлось самым натуральным образом выживать. Сейчас Северодвинск наконец-то начал выходить из ямы и наконец стали решаться те вопросы, о решении которых мы еще недавно только мечтали.

Беляев был человеком на своем месте. У Михаила Аркадьевича совершенно другой багаж жизни и опыт общения с народом. Ему надо учиться, а времени на учебу у него нет, надо сразу работать.

- Но ведь он не один будет работать, с ним будет его команда!

- Какая бы хорошая команда ни была, последнее слово остается за руководителем, именно он принимает решение. Глава муниципального образования – это не коллегиальный орган, это конкретный человек. Вот Горсовет – это коллегиальный орган: я могу иметь свое мнение, но решение будет принято большинством голосов Совета, и, каким бы оно ни было, я обязан подчиниться и выполнять. У мэра – персональная ответственность за все принятые им решения, в том числе и судебная.

О коллегах

- Владимир Николаевич, а если сравнить два ваших созыва, какие они были?

- Первый состоял в основном из бюджетников – людей на тот момент наиболее обиженных. Время было такое – заводы находились в тяжелом положении, но городу было еще хуже. Поэтому среди депутатов было больше врачей, учителей, даже пара пенсионеров была. Но тогда мэр был не гостем на сессии, как сейчас, а главным действующим лицом - с решающим голосом, с трибуной для убеждения. А еще практически все председатели депутатских комиссий работали на освобожденной основе. Потом таких депутатов стало три, а в этом созыве их будет всего два: председатель Горсовета и его зам. И пользы от такого сокращения я не вижу, только серьезный вред.

Чем хорош последний созыв, так это появлением ребят-предпринимателей, которые имеют представление об имущественном комплексе и могут профессионально рассуждать о муниципальной собственности. Они не понаслышке знают, что такое аренда и безвозмездное пользование и с чем едят налоги.

Помните Алексея Прокофьева? Талантливейший был человек, настоящий организатор и созидатель! Из него получился бы политик высокого уровня. Вы, очевидно, собираетесь спросить меня о кандидате на мое место? Про нынешних претендентов ничего говорить не хочу. А был бы жив Леша, я бы, не раздумывая и без всякого сожаления, отдал бы ему свою должность и все, что знаю, передал бы ему.

Именно с депутатской группой «Возрождение Севера», которую возглавлял Алексей, у нашей фракции «Единая Россия» было взаимопонимание по многим вопросам. Это, кстати, вызывало раздражение у Александра Беляева. Но они сделали много полезного для города: выстроили четкую систему аренды, создали равные условия для всех и закрыли лазейки для чиновников. И конкурсы по аренде и продаже имущества, которые приносят дополнительные деньги городу, тоже не без их участия появились.

После гибели Алексея «возрожденцы» растерялись, и даже между собой они иногда не могут договориться. Я считаю, что до сих пор настоящего лидера у них нет. Им мог бы стать Александр Гордиенко, если бы убрал куда подальше свои эмоции, которые ему очень мешают.

- И все-таки я спрошу вас о кандидатурах на должность председателя.

- Судя по раскладу, решающим будет то, что у «Единой России» в составе Горсовета 14 голосов плюс еще четыре сторонника, а для избрания председателя и зама достаточно тринадцати голосов. Я мог бы назвать несколько фамилий, но не хочу гадать и обсуждать. И если быть честным до конца, лично я не вижу ни одной кандидатуры, которая бы резко выделялась. И не потому, что считаю себя таким замечательным и незаменимым. Просто знаю работу и людей, на нее претендующих.

- Из вновь избранных депутатов кого вы могли бы выделить?

- Александра Заборского, Андрея Чурсанова. Они оба - талантливые организаторы. Думаю, что пришли в депутаты с желанием активно работать. Некоторых я не знаю вовсе, поэтому время покажет, кто они и что они.

Люди идут в депутаты по разным причинам. Кто-то приходит решать свои проблемы. Но разве это нормально, когда депутат работает исключительно на свой карман, вернее, на карман своего предприятия или учреждения? Есть и такие, кто приходит потешить свои амбиции, что тоже не на пользу работе.

Главное, чтобы вновь избранные депутаты не повторили ошибок предыдущих коллег и не работали на чьи-то амбиции. Они должны помнить, что депутатское объединение создается для того, чтобы народные избранники, имеющие схожие взгляды, пытались другим доказать свою правоту, а не решали частные вопросы (неважно чьи, свои или членов своего объединения) и для этого шли на конфронтацию со всеми остальными. Депутаты должны работать на город, а не на отдельных личностей в Совете или в администрации.

Спрашивала Елена САДОВА