Вечерний Северодвинск
Номер от 26 февраля 2009 г.

Город славы боевой
Постановлением правительства России ряду городов присвоено наименование «Город боевой славы». В их числе – Ржев.

Мясорубка

Бои за древний город наши солдаты называли мясорубкой. По данным немецкого генерала Хорста Гроссмана, только в трех стратегических сражениях за Ржев Красная Армия потеряла свыше миллиона солдат и командиров. Гитлер недаром заявлял, что сдать этот русский город равноценно тому, чтобы сдать половину Берлина. Ржеву немцы отводили роль трамплина для нового прыжка на Москву.

Обстрел наших позиций велся круглосуточно. А у нас не хватало снарядов и мин. Частые дожди сделали болотистые дороги непроходимыми. Снаряды и продовольствие в основном доставляли самолеты, а солдаты уже переносили грузы на большие расстояния. Подступы к городу фашисты сильно укрепили. Долговременные огневые точки, линии траншей, колючая проволока, мины…

Но 3 марта 1943 года под грохот «катюш» пехота двинулась вперед. Враг не выдержал и оставил город.

Самая трудная должность

В 1985 году, на 40-летии Победы, встретились мы, ветераны битвы за Ржев. Многие с трудом узнавали друг друга. Мне посчастливилось увидеть самого близкого фронтового товарища. Оба были радистами 618-го стрелкового полка, оба шли в бою за пехотой, нередко отражая контратаки немцев. В одном бою поблизости разорвалась мина, радиостанцию мою разнесло «на запчасти», а я на несколько дней попал в медсанчасть… Мой товарищ Павел Павлович Шеховцов в 1941 году отступал от стен Ржева, а в 1943 году одним из первых вошел в него. За те бои Павел был награжден медалью «За отвагу» - в начале войны это была редкость. Сейчас ему 85 лет, живет в Красноярске. Пишет: есть желание встретиться, но здоровье не пускает за порог дома.

А тогда, на встрече в 85-м, мы не только вспоминали пережитое, но и делились им – пусть даже и с новыми знакомыми. Однажды за праздничным столом к нам подсел бывший сержант-разведчик соседнего, 711-го полка нашей 215-й дивизии. Разговорились. Наш новый знакомый прибыл на фронт из Тюменского пехотного училища. В первом же бою был ранен. Лечился недолго – и снова окопы Ржева. Тогда и решил: на войне самая трудная должность – солдатская. Бой, ранение, санрота, госпиталь, маршевая рота – и вновь передовая, и опять все сначала. Если повезет.

Солдатское везение

В сентябре 1942 года в наступлении наш знакомый вновь был ранен. Тогда разведчикам приказали засечь огневые точки врага. Шесть бойцов проползли по сырой траве прифронтовую территорию. Собрали нужные данные. Чертовски устали, решили передохнуть в кустарнике на нейтральной полосе. Вдруг услышали чужую речь: то немецкие разведчики возвращались из нашего тыла. По команде наши открыли огонь, метнули несколько гранат – все четверо фашистов были уничтожены. Советские разведчики забрали оружие и документы врагов, двинулись к себе, но немцы, почувствовав неладное, ударили по кустам из минометов.

- Один из нас погиб, меня тяжело ранило, - рассказывал наш знакомый. – Ребята меня вынесли из-под огня, вытащили и труп товарища. После ранения у меня поднялась температура, и с отправлением в глубокий тыл пришлось повременить. А вскоре узнал: санитарный поезд, на котором могли бы увезти меня, немцы бомбили, много раненых погибло… Грех сказать, но мне, получается, в каком-то смысле повезло…

Михаил КОЧНЕВ, ветеран Великой Отечественной, участник боев за Ржев