Вечерний Северодвинск
Номер от 19 февраля 2009 г.

Без ПАЗитива
Почему частному автобусу не дают дороги, и кому от этого хорошо.

Всякий раз, как северодвинец приезжает в Архангельск, неизгладимое впечатление на него производит очередь из ПАЗиков практически на каждой автобусной остановке. За пассажира борются всерьез, ведь каждый из нас – это 10 рублей прибыли. Заметьте, 10, а не 12 рублей.

МАТЕРИАЛОВ и в защиту частных перевозчиков и против них напечатано в городской прессе достаточно. Однако в письме, с которым к нам пришли представители этих самых перевозчиков, звучат новые данные. Публиковать его текст полностью не стоит, хватает в нем и негативных эмоций, и спорных утверждений, но узнать кое-что новое о городском автобусе северо-двинцам будет интересно.

Чей ПАЗик?

С конкурсами по городским маршрутам в Северодвинске ситуация сложилась своеобразная. В июне 2008 года, как нам сообщили в отделе энергетики, транспорта и связи мэрии, в городе прошел конкурс по обслуживанию пригородных маршрутов №101, 103, 104, 105. Все победители – частные предприниматели. Однако на городских маршрутах ситуация иная – все они в руках МПАТП.

Но далеко не каждый автобус со знаком МПАТП на борту на самом деле принадлежит предприятию. В письме «частников» написано следующее: «МПАТП заключает договора с частными перевозчиками. Они работают на городских маршрутах и при этом еще платят за право такой работы в кассу МПАТП. Выходит, что руководство МПАТП сдает городские маршруты частным перевозчикам в аренду. А по какому праву? Маршруты муниципальные, а не собственность МПАТП».

Официальные данные соответствующего отдела мэрии это подтверждают: «С учетом возраста состава предприятия, плановых ТО и ремонтов, а также аварийных поломок, предприятию для обслуживания маршрутов ежедневно не хватает 10 - 15 автобусов. С учетом этого предприятие вынуждено по договору (по согласованию с администрацией Северодвинска) привлекать для обслуживания отдельных графиков на маршрутах автобусы частных перевозчиков».

На самом же деле сегодня на городские маршруты выходит значительно больше 10 – 15 дополнительных частных автобусов, и если однажды они не выйдут в рейс, эффект будет ошеломительный.

Получается, что МПАТП, без всяких конкурсов обслуживающее городские маршруты, не в состоянии обеспечить их техникой и людьми. Тогда почему бы не уменьшить нагрузку ПАТП, отдав один или несколько маршрутов частным перевозчикам?

Тут есть свой нюанс. От перевозчика для победы в конкурсе требуется наличие в составе техники большого и особо большого класса, тем более что «использование на таких напряженных маршрутах, как №1, 8, 10, 15, 16, 17, 18, автобусов ПАЗ вызывает нарекания пассажиров». У частников больших автобусов практически нет, так что с одними ПАЗиками конкурс не выиграть. А вот заключить договор аренды – пожалуйста!

В итоге получается, что частник, не имеющий шансов на победу в конкурсе, на маршрут все равно выходит, только еще и платит за это право «в кассу МПАТП». Нечестно получается.

Пролетая мимо льгот

Еще более нечестно оборачивается для частных перевозчиков ситуация с перевозкой льготных категорий горожан. По договору с МПАТП частник обязуется исполнять все требования, которые предъявляются к предприятию администраций города, то есть возить льготников бесплатно. Но МПАТП получает соответствующую компенсацию из городского бюджета, а вот частники – ни копейки.

Частник не только платит за право работать на маршруте, но еще и теряет часть прибыли (по оценке перевозчиков – до трети). Выход, которые предлагают частники, – аналог практики коллег из Архангельска, где каждому льготнику специальные талоны выдаются на руки, и он передает их кондуктору. Тот - руководителю предприятия. Предприятие, отчитавшись по этим талонам и предоставив их для проверки, получает компенсацию.

- Действительно, система льготных перевозок, принятая в Северодвинске, имеет свои минусы. И мы работаем над изменением ситуации, - комментирует начальник отдела энергетики, транспорта и связи Владимир Заикин, - но моментально изменить и ввести новую систему невозможно.

Пока же МПАТП не справляется с объемом перевозок, частники лишены возможности легально обслуживать городские маршруты и, чтобы выжить на рынке, вынуждены заключать абсолютно невыгодный договор аренды. Но это – дело транспортников. Мы же, пассажиры, по-прежнему ждем автобуса по 20 минут, с трудом забираемся в переполненные ПАЗики и никак не можем понять, почему в Архангельске люди уже отвыкли от давки в транспорте, да еще и платят за каждую поездку на 2 рубля меньше.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН