Вечерний Северодвинск
Номер от 19 февраля 2009 г.

Собери свой корабль
Олегу Химанычу исполняется 55. Труднее всего писать о тех, с кем дружишь, особенно, если счет идет на десятилетия. В школьные годы он собирал географические карты, мечтал о морских путешествиях.

ИГРАЛИ мы в одной команде КВН, увлекались историей. В нашей 14-й школе преподавал ее Михаил Иванович Никитин так, что в этот предмет влюблены были все. Олег поступил на истфак, я - на журналистику. Встретились потом в «Северном рабочем», где в

70-х, скажу без ложной скромности, был особый призыв. А Химаныч среди нас был самым популярным человеком, вел раздел сатиры и юмора - «Смехотворную пятницу». В течение 19 лет каждый год 1 апреля Олег блистал на сцене ДК Ленкома, был организатором и ведущим северодвинских юморин. Как-то на лошади даже гарцевал и гуся на веревочке водил. Потом ушел из журналистики, возглавив киностудию «Чайка». Я помню, как ходили с ним на яхте в устье Северной Двины, искали затопленный корабль. А вскоре Олег отправился с арктическим караваном в Дудинку, так как «болел» морем.

Сегодня Олег Химаныч, заместитель редактора газеты «Корабельная сторона», называет себя морским историком. Член Союза писателей России, автор пяти книг. Первая вышла в 2000 году - «Третья Цусима». Далее были сборник исторических рассказов «Сталинский «бандит» в Молотовске», «Подлодки из Северодвинска. Пролог». На днях вышла последняя - «А флота у России нет». С нее и начинаем разговор.

- Тебе не кажется, что выбрано слишком категоричное название?

- Наверное, не всем оно понравится. Но аналитические материалы о ситуации на верфях и кораблях, которые использовал в этих очерках, подводят к такому жесткому выводу. Есть прямая привязка к Северодвинску, ведь предприятия нашего города тоже не обошли реформы, создана ОСК, появились холдинги. Адресованы очерки тем, кто хотел бы разобраться, что происходит на самом деле. Почему уплывают заказы, в том числе за рубеж. Почему невыгодно строить корабли у нас? Эксперты утверждают (и я привожу эти данные), что к 2016 году флот как самостоятельный род войск перестанет существовать.

- Скажут ли тебе спасибо за такие прогнозы, еще вопрос. А вот история первых дизельных подлодок, построенных в нашем городе, причем в годы войны, получилась познавательной. Имею в виду «Подлодки из Северодвинска. Пролог». История кораблей, людские судьбы.

- Эта работа дорога и мне. Отправил ее на международный конкурс и был отмечен в номинации «За открытие новой темы». Рукопись передана в библиотеку Британского музея.

- Работая у нас в «Северном рабочем», ты тоже вошел в историю - депутатством в Горсовете первого демократического созыва. Тогда нам казалось, что ветер перемен окончательно изменил нашу жизнь. Сегодня ты интересуешься только морской темой.

- Политика мне видится только с одной стороны, весьма неприглядной. Когда в октябре 93-го по всем каналам показывали расстрел парламента, это стало потрясением на всю жизнь. За эти годы политика стала еще более грязным делом.

- Один из кандидатов утверждает, что у Северодвинска есть будущее. Лозунг есть такой. А ты как думаешь?

- Будущее есть у всех, вопрос в другом, каким оно будет. К слову, недавно один из кандидатов в депутаты Горсовета звонит мне и предлагает устроить презентацию моей книги. Я, значит, в таком случае должен агитировать за него. Отказался, конечно.

- Я не удивляюсь. Ты всегда был настроен оппозиционно. Может, близки какие-нибудь партии?

- После того как состояли с тобой в одной комсомольской организации, ни к одной политячейке и близко не подходил. Хотя порой слышу: вот вы, Химаныч, коммунист… Меня путают с младшим братом Андреем, который действительно член КПРФ. Я его выбор уважаю.

- Олег, ты единственный в моем окружении, кто не имеет мобильного телефона. Из принципа?

- Меня и без мобильника легко найти. Если не на работе, то дома, где ждет та же работа, что и в редакции. По тусовкам, как известно, не хожу. Мне очень хорошо дома. Моя семья – жена Тоня, мой ангел-хранитель, сын Ярослав и кошка Муська. Мое увлечение – это моя работа. Дома свой кабинет, картотека. (Могу сказать, что порядок там - идеальный. - О.О.) Если включаю телевизор, то, как правило, канал «Культура». В том числе и ради того, чтобы услышать литературную русскую речь.

- Ты – член Союза писателей. Как читатель можешь оценить творчество коллег по цеху?

- На мой взгляд, в Союзе многовато поэтов, причем откровенно слабых. А вот стихи краснодарского поэта Николая Зиновьева, которые прочитал недавно, потрясли. Там есть такие строчки: «У карты бывшего Союза… Я глажу горы, глажу реки, касаясь пальцами морей… Как будто закрываю веки несчастной Родине моей». Вот это и есть патриотическая лирика. К сожалению, уходит само понятие патриотизм. По телевизору крутят назойливую рекламу «Собери «Бисмарк»», предлагается модель фашистского «Бисмарка». А почему не «Варяг», подвигу которого в этом году 105 лет? Вот тебе и ответ на вопрос о химанычевском пессимизме.

Беседовала Ольга ОВЧИННИКОВА