Вечерний Северодвинск
Номер от 12 февраля 2009 г.

Уравнение с одним известным
В нашем городе живет автор тридцати семи бестселлеров. Математических. Рабочее утро Александра Викторовича начинается в 5.35. Математическая точность выверена дорожной практикой. Студенты и граждане, работающие в Архангельске, просыпаются и штурмуют рейс №138 попозже.

АЛЕКСАНДР Викторович за два года жизни в Северодвинске привык к долгой дороге на службу, о времени, убитом на нее, скорбит скорее по привычке. Жизнью научен в автобусе отдыхать или прогонять в голове лекции и не копить претензии к перевозчикам.

Узнай попутчики, что рядом с ними в общественном транспорте по утрам и вечерам едет автор 37 книг общим тиражом более 300 тысяч экземпляров, предугадать их первый вопрос – задачка для первоклассника.

Вопрос о гонорарах интересный. Но деликатный. Это уж как разговоримся.

Секрет популярности

- Давайте, знакомиться, Александр Викторович. Интернет про вас пишет много, знает мало. «Фарков, 288 стр.», или «Нет в продаже» - все только про книги.

- Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики АГТУ, два последних года живу в Северодвинске. Жена, дочь и зять тоже математики, а сын работает на «Звездочке».

Выбор между нашим городом и Москвой, два вуза которой звали Фаркова на работу, из-за квартирного вопроса стал вынужденным. Но со временем всей семьей признан удачным.

…Узнав, кем стал Саша Фарков, родная каргопольская деревня Ягрема, которую уже стерли с карты, ничуть не удивилась. Умный был мальчик, из большой семьи колхозного бригадира все дети «в люди» вышли.

Победителю олимпиад разного масштаба светил Ленинградский госуниверситет, пока сигнал «стоп» не подала завуч. На комсомольском собрании проявил парень характер, она сказала: «Вот теперь подумаем, давать ли тебе направление». Результат «думанья» Александр решил не узнавать и поступил в ближайший пединститут.

Потом была школа, семнадцать лет работы в Коряжемском филиале ПГУ, диссертация, немного бизнеса и книги. По всей России по ним учат школяров и студентов математике и методике ее преподавания, готовят к олимпиадам и ЕГЭ.

Как не спросить автора о секрете популярности? И о том, трудно ли было пробиться к столичным издателям?

- Все, о чем я пишу, прошло экспериментальную проверку или получило рекомендацию Российской академии образования. А заказов навалом, времени не хватает. Как к ним пробился? Когда тираж первой книги разошелся за три месяца, быстро с издателями нашли друг друга.

«Ты кем на гражданке был?»

«Про нас, математиков, говорят, что мы сухари…» - прощупываю собеседником киношным тестом.

- Может, немножко и суховат. Да я больше методист, чем математик. Мало придумываю задачек, больше готовлю тексты, размышляя, как лучше изложить материал. Царица наук математика не всем нужна, но для всех полезна. Она ум в порядок приводит, учит принимать неординарные решения.

Неординарности в жизни Александра Викторовича хватало. В двадцать пять лет стал самым молодым директором школы Каргополья. Районный военком про неслуживого директора, к тому времени отца четырехлетней дочки, обещал забыть. И слово свое держал, пока однажды не выпил лишнего и не слетел с поста. А вновь заступивший решил, что Советская Армия без Фаркова обойтись может, но недолго. «Завтра к 10.00 явиться к военкомату с вещами», - значилось в полученной как снег на голову повестке. После чего был сумасшедший день передачи дел и бессонная ночь почти для всей деревни, провожавшей директора в солдаты.

Дедовщина сдалась ему без боя. «Ты кем на гражданке был?» - раскинули пальцы веером старослужащие. «Директором школы» - «Извини…те».

Отцовское обещание

Когда свои дети в школу пошли, папа приступил к решению очередной задачи. Ее условие: на одно место претендуют пять человек. Вопрос: кто поступит в аспирантуру Московского госпедуниверситета, если только у одного из них, А.В. Фаркова, не «красный» диплом? Ответ: А.В. Фарков. В учебниках по выживанию можно писать о том, как крутился аспирант-очник в столице. Сын с дочкой до сих пор вспоминают, не без улыбки, про папину веру в светлое будущее, личное и науки: «Окончу аспирантуру, голодными не будем».

Отцовское слово крепкое: в неласковые девяностые стал кандидат математических наук предпринимателем средней руки, хозяином киосков исключительно со школьной «начинкой».

«Хорошо ли быть педагогом и бизнесменом?» - вопрос ему задавали риторический. Но он решил ответить и ушел: «Стал свои книжки писать». Сначала для себя, чтобы студентов учить было легче. Потом для всех.

- За первую свою гонорарную книгу я получил 300 рублей, причем товаром, 150 экземпляров вручили, пришлось на такси тратиться. Московские издатели платят больше, но не сравнимо с гонорарами за художественную литературу, от трех тысяч рублей за книгу, - отвечает Александр Викторович на деликатный вопрос.

Решаюсь на второй: интересно, сколько нынче доцент получает?

- Официальная зарплата семнадцать тысяч рублей. Тринадцать тысяч съедает ипотека, две-три – дорога, вот и считайте. Выручают гонорары и подработка.

«Я сторонник развития»

Автору пособий не уйти от экзаменационного вопроса.

- Идея ЕГЭ неплохая, но как ее реализовали… Разучиваются ребята доказывать, их учат выбирать нужные варианты.

- Трудно работать с «жертвами» такой системы?

- Со студентами-«бюджетниками» хорошо. А где конкурс маленький или много коммерческих мест, там есть проблемы, - чувствуется, смягчает доцент остроту проблемы.

Как дела с дисциплиной? «После первого коллоквиума, на котором, как правило, треть получает двойки, ситуация резко меняется, ни одного постороннего шума».

Что больше всего раздражает после двоек? «Студенческая столовая, когда параллельно с обедом пишут лекции. Бумага и еда – для меня это несовместимо!»

А что студенты говорят про доцента Фаркова? «Прозвища своего не знаю, надо будет узнать. Я быстро говорю – может быть, что-то с этим связанное. Быстрое ведение лекций развивает мышление. Если все всё понимают с первого раза – это нехорошо, я сторонник развития».

В ответ на вопрос об отдыхе недлинными вечерами: «Учу лекции, которые пишу в выходные». К каждому рабочему дню по две штуки общей сложностью на три часа. Вот такой режим на пятьдесят втором году жизни. Почти по Ильичу, трехкратно завещавшему учиться. С перерывом на каникулы. Тогда – в Каргополь, к родителям, на рыбалку!

«Ищу соавторов»

- Парадокс в том, - переходит Фарков к вопросу, который считает главнее всех выше заданных, - что я делюсь своим опытом, мыслями, предложениями с коллегами со всей России на конференциях, педмарафонах, а в родной области, в Северодвинске, к сожалению, встретиться с преподавателями математики не получается. Как мне сказал один из чиновников от образования, учителя очень заняты подготовкой к ЕГЭ, им не до встреч…

Решив обойтись без не менее занятых посредников, Александр Викторович в последних книгах указывает свой домашний адрес: г. Северодвинск, пр. Труда, д. 30, кв. 54. Делает это не ради благодарной читательской почты – для замечаний, пожеланий и долгожданных предложений о сотрудничестве. Он будет рад, если откликнутся северодвинские учителя математики и геометрии, возможно, будущие соавторы его книг.

А в благодарностях, устных от коллег самых высоких званий и письменных от читателей, недостатка нет.

- Было и смешное письмо от одной из мам: «Дочка готовилась к олимпиаде по вашей книге, но заняла только второе место по городу. Как же так?»

Ольга ЛАРИОНОВА