Вечерний Северодвинск
Номер от 22 января 2009 г.

В чем сила, власть?
Перед самыми новогодними праздниками у нас в городе на улицах появились баннеры с высказыванием Владимира Путина «Власть должна быть сильной».

ТАК И ХОТЕЛОСЬ добавить: снег – белый, а водка – сорок градусов. Хотя, конечно, если вдаваться в подробности, то и снег далеко не чисто-белый, да и водка, даже если и сорок, может быть с ярко выраженным сивушным запахом. Однако в смысловые глубины сей реплики, как полагаю, нас посвящать никто не собирается.

Высшая категория

Власть должна быть сильной… Вроде бы не придерешься: огромное государство цементирует действенная власть. Но абсолютизация категории силы применительно к власти – более чем сомнительная затея. На вопрос «В чем сила, брат?» можно получить бесконечную палитру ответов. Вроде бы и вещь всем понятная, но каждый вкладывает в это что-то свое. А вот деятели, стоящие за опросом, легко могут привести все к общему знаменателю, получив желанный вотум доверия и одобрения. Хочешь стабильности, то есть иметь работу, получать вовремя зарплату и спокойно ходить по улицам? Голосуй за силу власти, а в деталях потом разберемся, без тебя.

Искусство ради искусства. И власть ради власти. Власть – высшая категория в нашем мире, выше нет ничего. Деньги – тлен, их можно отобрать. Углеводороды могут обесцениться. А власть – это такая нематериальная штука, но за нее нужно постоянно держаться, ведь она переводит тебя в некие высшие чертоги, где все иначе.

Газовый праздник

За полчаса до Нового года по телеканалам бегущей строкой побежало: переговоры закончились безрезультатно, с 1 января поставка газа на Украину прекращается. С этим мы вошли в 2009-й; если не изменяет память, так же пробирались в 2008, и в 2007, и в 2006 год. Это уже, наряду с бессмысленным Галкиным, стало символом нашего вхождения в новый жизненный этап. Каждый год под елочку «Газпром» устраивает всей стране корпоративный праздник под названием «Выбей долги из Украины». Демонстрация силы, однако.

«Газпром» – это власть, а власть – это «Газпром». А если все не совсем так, то почему «подсаживают» нас на внутренние проблемы коммерческой структуры, чтобы мы все с замиранием сердце гадали: получит ли газовый монстр деньги на счет или нет? Для чего вообще нужна новогодняя газовая истерия? Чтобы нескучно отдыхалось в праздничные каникулы? Желаемый инфоповод в период новостийного затишья?

Возможно, это и силовое дефиле перед Европой, и наглядная акция, свидетельствующая о жизненной необходимости, к примеру, строительства «Северного потока». Показывают силу государства? Много всего можно здесь найти, но понятно, что все не случайно.

И вопросов возникает бесчисленное множество, но о них забываешь, когда тебе без конца начинают твердить про сильную власть.

Стабильность – это миф

Ясно одно, что Россия во всей этой суете отошла на десятый план, ею здесь даже и не пахнет, она осталась на ролях падчерицы, которую терпят до поры. Все эти тривиальные и смехотворные по сути «терки» вокруг исключительно коммерческой и стратегической выгоды вовсе не сближают народы. Толкают Украину в НАТО, а нас – к сильной власти, без которой ну никак нельзя в блокадном положении, в положении окружения санитарным кордоном. Иначе, как нам внушают, хаос.

То, что мы привыкли называть великими потрясениями конца 80-х и начала 90-х, возможно, была только их прелюдия. Сейчас небольшая фаза рекогносцировки на местности, недолгой отдышки, перегруппировки сил, при которой нас убаюкивают рассказами о какой-то мифической стабильности, в которую почему-то плохо веришь. Сила власти, как свидетельствует история, понятие шаткое, зыбкое, переменчивое.

Андрей РУДАЛЁВ