Вечерний Северодвинск
Номер от 22 января 2009 г.

Город здоров, но оставлять его страшно
Откровения мэра Северодвинска Александра Беляева за месяц до выборов, в которых он не участвует.

Совсем скоро город будет выбирать нового мэра. Накануне этого события мы встретились с Александром Беляевым, который занимал эту должность последние 12 лет.

Выборы и власть

- Многие жители до сих пор не верят в то, что вы отказались от участия в выборах. Самостоятельно ли вы приняли такое решение?

- Идти или нет на выборы – это решение я всегда принимал сам и сам находил взаимопонимание, в разной степени успешно или неуспешно, с городским Советом, директорами, губернаторами.

Моя работа – управление. Я получаю удовольствие от работы, чувствую, что с ней справляюсь, и это мне нравится. Участие в выборах - это состязание, и здесь я себе все доказал. Я участвовал в них, и когда все были против, и когда все были «за», и когда мои шансы выиграть были пятьдесят на пятьдесят.

За то время, что я был во главе города, законы мало изменились, а вот правила устройства государства поменялись серьезно. Участвовать в выборах, победить в них и потом работать при противодействии областной власти, руководства предприятий я не хочу, как и тратить время на споры, кто главнее и кто прав.

Так что когда наконец Илья Михальчук определился в своих предпочтениях и на политсовете «Единой России» внес кандидатуру Михаила Гмырина в качестве кандидата от партии власти, вопрос о моем участии отпал сам собой.

Но я хочу уточнить: для того чтобы выиграть выборы, поддержка власти не нужна. Эта поддержка, как и взаимодействие с властью, необходима позже, когда начнется работа. И я думаю, что разумный губернатор и разумный мэр всегда найдут точки соприкосновения, если они работают ради людей, а не тешат амбиции.

Кто сядет в кресло мэра?

- Как вы считаете, может ли у нас повториться ситуация с выборами мэра в Архангельске?

- Нет. Уже с первого дня у нас чувствуется состязательность. Кандидаты – на любой вкус. Пусть состязаются и дальше. Другой вопрос, каким будет состязание: открытое и честное или грязное и бесчестное.

Северодвинцы гораздо умнее, чем кому-то кажется. Их не заманишь лозунгами и красивыми картинками, и обещаниями они сыты. Люди будут голосовать за то, чем дорожат, и на коренную ломку курса не согласятся, тем более в такие непростые времена, которые нас ожидают.

Можно как угодно долго рассуждать, кто и за что не любит Беляева, что Беляев всем надоел. Но не надо забывать, что на выборах в 2004 году не Беляев выиграл у Гмырина, а то направление развития, которое было городу предложено.

Мало быть симпатичным и приятным человеком, чтобы занять кресло мэра. Тут оценивается все: и опыт, и степень доверия, и деловые качества. И все эти вещи кандидаты должны показать. Они должны доказать, что смогут справиться с управлением городом, потому что, как бы ни менялись правила, как бы ни политизировалась ситуация, мэр, по моему твердому убеждению, прежде всего управленец, хозяйственник, человек, который принимает решения и берет на себя ответственность. Власть нужна только для того, чтобы реализовать хозяйственные решения, а если мэр займется политикой – прощай город! Я 12 лет пытался доказать это на практике, и теперь Северодвинск в хорошем состоянии я хочу передать хорошему мэру.

Выборы будут непростыми, вернее, выбрать будет непросто, поскольку у большинства кандидатов есть слабые места, которые заметны невооруженным глазом. У одного не очень большой опыт управленца, хотя и на областном уровне. У другого, руководившего предприятием, этот опыт неудачный. У третьего его вообще нет…

- Александр Николаевич, вам не страшно уходить и оставлять город?

- Конечно, страшно. И если говорить откровенно, я просто уверен, что лучше меня никто из тех, кто участвует в выборах, не справится. Можете считать это хвастовством, но это мое личное убеждение.

- В каком состоянии получит город тот, кто победит на выборах?

- В нормальном. Мне абсолютно не стыдно на свою работу.

- Тогда почему страшно?

- На самом деле у нас нет стабильности. Все более хрупко, чем кажется. Тут времени на раскачку и обдумывание нет. Если перестать заниматься управлением города, по любым причинам, начнутся проблемы. Почему-то вдруг где-то отключат тепло, почему-то где-то перестанут гореть фонари, а улицы зарастут снегом. Это вопросы, которые требуют ежеминутного участия. Сегодня структура управления, которая создана для того, чтобы решать эти вопросы, работает.

Ломать – не строить

- А новый мэр начнет мести по-новому и этим может серьезно навредить?

- То, что он попытается что-то изменить в структуре, - это сто процентов. Меня беспокоит степень профессиональной подготовленности того, кто придет. Ошибки в управлении стоят дорого. И, к сожалению, очень мало тех, кто понимает, что, если структура работает, ее нельзя ломать, даже если она тебе совершенно не нравится.

Взять, к примеру, тело человека. Каким бы оно ни было большим, биологически активных точек в нем всего несколько, и каждая точка имеет свое предназначение: подъем физического состояния, оптимизация мышления, расслабление мышц и так далее. В городском хозяйстве так же: не нужно суетиться и пытаться объять необъятное, нужно просто найти эти точки на теле города.

Сегодня Северодвинск относительно здоров, ему не нужны врачи, достаточно обычных общеукрепляющих процедур. Согласитесь, если нет злокачественных опухолей, то и резать, и ампутировать ничего не следует.

- Это похоже на напутствие тому, кто сменит вас на посту мэра. На что еще вы хотели бы обратить внимание вашего наследника?

- Я вряд ли буду оригинальным и открою какой-то секрет, но не следует забывать, что власть очень сильно меняет человека: это и степень ответственности, и форма общения с людьми, и необходимость настоять на своем, и ответная реакция. Важно, чтобы власть не изменила человека до неузнаваемости, очень важно сохранить свою личность. Это я ставлю на первое место.

- И как это сделать?

- У каждого свой рецепт. Мой – спорт и общение с теми, для кого я являюсь не мэром, а просто интересным человеком, собеседником, партнером.

Достичь высоких результатов в управлении помогают и особенности психики, которые, наверное, можно даже в себе воспитать, но предупреждаю, домашние будут этим очень недовольны. Я имею в виду концентрацию на цели, другими словами, способность на работе думать только о работе. Например, если мне утром жена поручает купить хлеб, я вспоминаю об этом только вечером, когда звоню в дверь своей квартиры. Зато в течение дня мне ничто не мешает справляться со своими обязанностями, я сконцентрирован только на работе.

И очень важно не только принимать решения, но и понимать, что ты своим решением хоть немного продвинулся вперед. Говорить, собираться, совещаться, давать поручения, слушать отчеты можно часто и много, месяцами работать на износ, с ног валиться от усталости и при этом просто вертеться на месте, не продвинувшись даже на сантиметр. Работа без результата – это полный крах.

Планы и прогнозы

- Известно, что губернатор предложил вам работу, предложение вы приняли, но с условием, что доработаете свой срок до конца. Разумно ли ставить такие условия?

- Может, и нет. Но меня выбрали на четыре года, и я чувствую свою ответственность перед северодвинцами. Бросать город в период предвыборной лихорадки считаю для себя недопустимым. Я должен отработать от и до, и это мое твердое убеждение. Кстати, и с губернатором была договоренность, что предложение о работе поступит от него в мой последний рабочий день – 2 марта. А вообще, я не пропаду в любом случае. У меня за плечами хорошая школа, с таким опытом люди не пропадают.

- Каким, по вашим оценкам, будет 2009 год?

- Год для города будет очень сложный. Все, что говорят и пишут о кризисе, даст о себе знать. В Северодвинске пока кризис в полной мере не ощутили, но среди жителей наблюдается повышенная тревожность и напряженность. Все ждут чего-то, непонятно чего, но, к сожалению, ничего хорошего. Этому тревожному ожиданию есть уже и подтверждения: швейники уменьшают объемы, сокращают людей, близки к этому пищевики, то же самое не в этом году, так в следующем ожидает и строителей. «Оборонку», скорее всего, массовые увольнения обойдут стороной. Думаю, мы не скатимся до уровня середины 90-х годов, но напряженность – вещь заразная, симптомы неприятные, времена нас ожидают нелегкие, и не факт, что государство выполнит все взятые на себя обязательства, не говоря уже об обещаниях.

Беседовала Елена САДОВА