Вечерний Северодвинск
Номер от 22 января 2009 г.

Бренд не бренд, а жюри не жюри?
Легкое недоумение по поводу одного конкурса. Подведены итоги конкурса на соискание городской премии имени Михаила Ломоносова. Пять номинаций: «Наука и техника», «Образование», «Литература, искусство и культура», «Здравоохранение» и «Бренд Северодвинска». Двадцать одна авторская (в том числе коллективная) работа. Пятьдесят тысяч рублей каждая премия. Словом, было с кем побороться и за что побороться.

ПРЕМИЮ за науку и технику взял коллектив специалистов Севмаша за проект технологии упрочения и коррекции резьбовой части насосно-компрессорных муфт и труб для нефтяной и газовой промышленности, а также коллектив «Звездочки» за проект «Гребные винты для крупнейших судов в мире». За образование – коллектив авторов Севмашвтуза со сборником «Современные тенденции развития города на Русском Севере». За литературу – типография Севмаша со сборниками стихов и прозы ветеранов завода. За искусство и культуру – авторы городского детского конкурса «Очаровашка». За медицину – коллектив детской клинической больницы, а за бренд – Центр культуры и общественных мероприятий за «Женский проект».

Что скрывать, после объявления итогов конкурса участники оного испытали двойственные чувства. Победители, уверена, радовались. Авторы непризнанных работ, наверное, огорчились. И это нормальный, вполне предсказуемый финал любого конкурсного действа. Однако Ломоносовский оставил не только разноплановые эмоции, но и вопросы.

Участница конкурса в номинации «Литература, искусство и культура» Ольга Голубцова рассуждает:

- Непонятны критерии, по которым оценивались работы. Взять номинацию «Бренд Северодвинска», где победителем стал «Женский проект» управления межрегиональных и общественных связей администрации Северодвинска и ЦКиОМ. Проект замечательный, нужный, но ведь не брендовый. То есть не уникальный, если хотите, не эксклюзивный для города. Гендерные проекты существуют практически во всех более или менее крупных городах России, и, набрав вчера в «Яндексе» это словосочетание, я лишний раз в сем убедилась. Масса вопросов по номинации «Наука и техника», от чего большая часть жюри по роду профессиональной деятельности далека. Как, допустим, мне, гуманитарию, оценивать технологию коррекции резьбовой части насосно-компрессорных муфт? Страшно даже подумать об этом!

Появились вопросы и у Александра Ипатова, представившего на суд жюри книгу и фильм «Северодвинск - любовь моя» в номинации «Литература, искусство и культура»:

- Создалось впечатление, что раздавали не премии за заслуги, а гранты. Большинство участников на презентации работ говорили о финансовых проблемах. Мол, нужны деньги, чтобы выкупить тираж из типографии, углубить и улучшить… Может быть, стоит переименовать само мероприятие?

Масса вопросов и к самому жюри. На мой взгляд, оно подошло к своей задаче чисто формально. Сложилось ощущение, что все заранее определено и расписано. Председатель то был на представлении работ, то не был – почему? Почему премию по литературе и искусству «начисляет», допустим, начальник управления здравоохранения мэрии? Почему-то литераторов не зовут распределять медицинские награды. В комиссии не было ни одного представителя театра, ни одного профессионального писателя и поэта. А ведь в Северодвинске с десяток членов Союза писателей наберется.

Технически конкурс также был не подготовлен. Показывал свой фильм. При ярком свете на экране через проектор почти ничего не видно, плохо слышен звук. Если заранее фильм не смотрели (а скорее всего, так оно и есть), проникнуться идеей творческой работы невозможно. Такой подход, во-первых, лишает надежды быть понятым, а во-вторых, отбивает всяческое желание участвовать в будущем. Мне доказывать нечего - северодвинцы за мои издания давно проголосовали рублем.

Что ж, все эти аргументы имеют место и право быть. Лично меня, человека от конкурса далекого, смутил факт. Трое членов жюри Ломоносовской премии имели непосредственное отношение к представленным, более того, победившим работам. «Женским проектом» активно занимается судившая конкурс Наталья Савельева. «Очаровашка» - плод творческих трудов Натальи Трубачевой, также члена жюри Ломоносовской премии. А член жюри Эдуард Бааль представлял на конкурсе проект «Звездочки» по гребным винтам. Как говорится, боже упаси подумать о чем-нибудь этаком, нехорошем…

Ольга СОЛОВЬЕВА