Вечерний Северодвинск
Номер от 15 января 2009 г.

Это фантастика!
Далеко-далеко, в 2157 году, земной космический корабль потерпел крушение на некой планете. Молодой человек по имени Максим уподобился Робинзону, попавшему на остров, только планета оказалась обитаемой. Роман братьев Стругацких называется «Обитаемый остров». Режиссер Федор Бондарчук снял по нему фильм, первая часть которого идет в прокате.

По воле Отцов

Роман Стругацких – социальная фантастика. Приключенческий сюжет призван, конечно, увлечь читателя, но также и обрисовать социальную модель, которую выстраивают авторы, - модель, находящуюся в непрямой, ассоциативной связи с реальностью. Книга закончена в 1968-м, опубликована в 1969-м, то есть сорок лет назад - юбилей! И вот спустя столько лет выясняется, что эта социальная фантастика не принадлежит прошлому. Она и сегодня наводит на грустные мысли, хотя реальность, если сравнить с 1969 годом, изменилась очень сильно.

Стругацкие рассказали в книге о стране Неизвестных Отцов, которая управляется в манипулятивно-репрессивном стиле. Причем главная ставка делается на манипуляции общественным сознанием. На людей воздействуют излучением, лишающим способности критически мыслить. Облучение вкупе с работой пропагандистской машины дает желаемый результат – подчиненность воле Отцов. (В фильме – кусочки информационных выпусков тамошнего телевидения. Повадка ведущих напоминает новости одного нашего федерального канала).

Однако есть люди, на кого излучение действует иначе, - доставляет боль, не умаляя умственных способностей. Это так называемые выродки. Из них состоит оппозиция режиму… и верхушка самого режима. Они ведут жестокую борьбу, но являются как бы изнанкой друг друга. Едины в методах, а может быть, и в целях.

Медийность зашкаливает

Бондарчук экранизировал роман, не пытаясь его как-то улучшить, не споря с авторами. Усилия съемочной группы были направлены на то, чтобы воссоздать мир Стругацких, внятно рассказать их историю, не сфальшивить по актерской линии. Итог – эта Столица, задымленная, одноцветно-серая, рассекаемая быстрыми поездами. Дирижабли, плывущие над улицами. В одежде – смешение haute couture, нищеты и военизированности. На лицах – утомление, нездоровье.

Итог – эта линейка господ, сидящих за длинным столом. В ролях Неизвестных Отцов сплошь известные актеры, медийность кадра зашкаливает. Каждый из Отцов боится остальных, потому все осторожны, крайне сдержанны. Жизнь – в глазах, коротких репликах, стеклянном шарике, что катает руководитель этого совещания. А лицо его похоже на маску каннибальского божества (роль Папы поручена Максиму Суханову).

Всюду человеческое пронизано социальным, все увязано со смыслом фильма – это несомненные достоинства режиссерской работы Бондарчука. И скорее недостаток – парад звезд российского кино, поскольку отвлекает от планеты Саракш. Впрочем, главных героев сыграли отнюдь не звезды, совсем молодые актеры. Несмотря на их неопытность, игра органична и точна.

Главных героев трое: Максим, его товарищ Гай и сестра Гая, любимая девушка Максима Рада. Юлия Снигирь мягко, женственно ведет ее линию: симпатия к Максиму, заботы по дому, надежда в разлуке… На память зрителю милая улыбка.

Петр Федоров – драматичный Гай. Идущий от уверенности в себе, чувства превосходства над дикарем Максимом, основанного на правильном понимании жизни, на ощущении значимости своей роли капрала Боевой гвардии, - к смятению и надлому. Вначале горделиво вздернутый подбородок, в финале – страдальческая гримаска.

Наконец, Максим – Василий Степанов. Землянин XXII века, который погружается в распри на Саракше. В начале фильма есть момент, когда глаза Максима подсвечены огоньками какого-то прибора, буквально сияют, - образ доброй и наивной души. Потухнут ли эти глаза, потемнеет ли душа?

Во второй части кинодилогии предстоит кульминация. Обещана атомная война. В первой части был какой-никакой, но мир. «Обитаемый остров» - «Война и мир» Федора Бондарчука, странная и все же явная перекличка с эпическими полотнами его отца.

Андрей НЕФЕДОВ