Вечерний Северодвинск
Номер от 25 декабря 2008 г.

История семьи – история России
Много лет педагог Лидия Дряхлицына собирает материалы по истории своей родной деревни Фельшинка, что в шести верстах от Архангельска, а также сведения о своих предках. Итогами изысканий она недавно поделилась с читателями Центральной библиотеки имени Гоголя.

В СУДЬБЕ рода Лидии Леонтьевны отразилась, как в капле воды, история Русского Севера последнего столетия – да и история всей страны. Вот лишь некоторые штрихи. В 1916 году на одном из кораблей в порту на Бакарице прогремел чудовищный взрыв – среди тысяч погибших был дед нашего краеведа Василий Федорович Голенищев.

В годы коллективизации вдову Василия Федоровича Евфимию Осиповну и ее шестерых детей выставили из дома на улицу, имущество конфисковали. Голенищевы ведь жили в достатке. Крестьянствовали, занимались промыслами. Евфимия Осиповна и три ее дочери «изящно», как говорили тогда, шили, три сына были мастерами бондарного дела. Кулаки, словом...

Спустя годы семью реабилитировали, но из детей Василия Голенищева была к тому времени жива лишь дочь Клавдия Васильевна. Между тем и внуков раскулаченных в свое время ущемляли в правах: не приняли, к примеру, в детский садик, открытый не где-нибудь, а в просторной избе одного из Голенищевых.

В Великую Отечественную на фронт из небольшой деревушки ушли 18 крестьян. Вернулись только трое. Отец Лидии Леонтьевны, Леонтий Васильевич, погиб 7 ноября 1941 года под Тулой. Десять лет Лидия Леонтьевна и ее семья искали братскую могилу, где похоронен ее отец.

Сельчане были дружными, отзывчивыми людьми. Во время войны на пожаре сгорела треть изб – все погорельцы нашли приют у родственников и просто у соседей.

Лидия Леонтьевна часто приезжает в свою деревню. На сельских сходах делится найденными ею сведениями о погибших на войне земляках. Вот только мало сейчас осталось жителей Фельшинки: на зиму, после отъезда дачников, жилыми остаются только шесть домов. Что ж, и это, увы, очень показательно для судеб русской деревни, русского крестьянства.

Председатель Пушкинского клуба, в котором прошла встреча с Лидией Леонтьевной, Нина Кулебакина назвала это выступление открытым уроком. Урок выдался ярким, он производил глубокое эмоциональное впечатление и заставлял думать.

Юрий ГРИГОРЬЕВ