Вечерний Северодвинск
Номер от 25 декабря 2008 г.

Судебный случай, или «Журналистам вход воспрещен»
То, что судебное дело Гудовичева о пропавших миллионах «Севергаза» и должно было быть «громким» - это естественно. Еще более шумным и скандальным его сделали искусственно.

В Октябрьском суде Архангельска приставы, выполняя указание судьи, мягко говоря, невежливо обошлись с журналистами, пытаясь не допустить их на процесс. Сначала заявили: «Заседание закрытое». Потом: «Зал маленький, мест нет». Дело закончилось вызовом ОМОНа и протоколом, составленным на наших коллег. Об этом инциденте много писали, информация о нем, говорят, дошла до приемной президента. Что там сказали – неизвестно. Но журналистское сообщество не могло оставить без внимания такое нарушение не только закона о СМИ, но и конституционного права каждого гражданина РФ участвовать в отправлении правосудия.

«Усердие не в меру»

На очередном правлении областной организации Союза журналистов России состоялся разговор, который, думаю, будет интересен и читателям. Участвовали в нем председатель областного суда Михаил Аверин и главный судебный пристав Архангельской области Дмитрий Лобазов.

- Мы провели свою проверку и пришли к выводу, что вопрос в конкретных людях, это «прокол» конкретного судьи в ненадлежащей организации судебного процесса, - сказал Михаил Григорьевич. - По этой проблеме состоялся очень жесткий разговор. Мы заинтересованы в открытости своей работы.

«Бывает усердие не в меру», - так прокомментировал председатель действия судебных приставов, обязанность которых - проверить документы и пропустить человека в зал. «И при этом, - добавил Дмитрий Лобазов, - пристав должен улыбаться, потому что он – госслужащий». Дмитрий Владимирович тоже попросил не искать в конфликте «политическую составляющую», сообщил, что виновные наказаны, профилактические меры приняты, и выразил уверенность, что подобное не повторится.

Для кого граница на замке

Без «дополнительных» вопросов журналисты гостей не оставили. Почему низка эффективность судебных решений?

- Это действительно большая проблема, - согласился Михаил Аверин. - Федеральной программой поставлена задача довести исполнение решений судов до 80 процентов. Сомневаюсь, что она будет выполнена, если из ста тысяч судебных решений 44 процента – о взыскании с граждан долгов по коммунальным платежам. При этом у большинства взыскивать нечего. Правосудие порой превращается в фикцию, при этом расходуя большие деньги.

- В среднем исполнение судебных решений сегодня составляет 62 процента. Стопроцентного быть не может, пока не введут долговую яму, а я надеюсь – не введут, - продолжил разговор Дмитрий Владимирович.

Выход, он считает, есть, если власть обратит на эту ситуацию внимание и решит, что тем, кто не может платить за жилье, надо помогать субсидиями, не превращая помощь в унижение, а тех, кто не хочет (и таких немало), переселять на менее комфортную жилплощадь.

Спросили мы и про такую меру, как ограничение выезда за рубеж. Может ли случиться, что только на границе человеку напомнят о каком-нибудь копеечном неоплаченном штрафе и закроют дорогу? Главный пристав заверил: таких случаев не было и быть не может, процедура принятия судебных решений многоэтапная, о каждом из них человек ставится в известность. «Причем решение принимается не автоматически, индивидуально, рассматривается каждый конкретный случай».

В конкретном случае, с которого мы начали разговор, точка еще не поставлена. Мировой судья, рассматривавший протокол о нарушении, якобы совершенном нашими коллегами, правоту журналистов признал. Но прокуратура вынесла протест на его решение. Что будет дальше – расскажем. И добавим, что «Вечерке» никогда не приходилось сталкиваться с подобным отношением. Пользуясь случаем, благодарим за сотрудничество Северодвинский городской суд и поздравляем его коллектив с наступающими праздниками. А Михаила Григорьевича Аверина - с избранием в президиум Совета судей России.

Ольга ЛАРИОНОВА, член правления областной организации Союза журналистов России