Вечерний Северодвинск
Номер от 18 декабря 2008 г.

Жизнь по-английски
Утро субботы, лицей номер семнадцать, кабинет номер восемнадцать. На галерке ученического класса мы с фотокором Ларионовым шепотом вспоминаем свои уроки иностранного.

А ДЕСЯТЫЙ «Б» сегодня в ударе. Десятый «Б» тянет руки и со знанием дела рассказывает Ольге Валерьевне Захарьиной о жизни Гарри Поттера и его друзей. Во времена нашего школьного детства столь фривольная тема для обсуждения, думаю, вызвала бы восторг!

Пистолетчица – не мое!

- В лицее, я считаю, жизнь вообще по-хорошему демократичная. Вы посмотрите, какие сейчас дети интересные. Конечно, нужно держать их в руках, но, если прижать к стенке, они развиваться не будут.

Это первое, о чем она начинает говорить. Ее ученики, ее дети. А ведь повод-то для встречи у нас совсем другой. 16 декабря у Захарьиной юбилей. И в блокноте – заготовленные вопросы-шпаргалки про награды и грамоты, коих у нее немыслимое количество. Про уникальные семинары для педагогов Архангельской области, которые она на лицейской базе проводит. Про победителей всевозможных иностранных олимпиад, которых растит и пестует. Но выходит немножечко по-другому. И я, в принципе, не сопротивляюсь ходу разговора. Чувствую – она сама расскажет о главном.

- Честно? Никогда не собиралась быть учительницей. Моя мама, учительница французского, с детства внушала одну мысль: только не в школу! Мечтала стать математиком, поэтому в десятом классе записалась на подготовительные курсы по математике и прикладной лингвистике при МГУ.

- Ольга Валерьевна, получается, мечта детства не сбылась?

- С одной стороны, да. В Московский университет, в силу семейных обстоятельств, не попала. Понесла документы в наш втуз, но сразу же почувствовала: не мое это… Сама атмосфера, заводы. При слове «пистолетчица» со мной чуть не случился обморок. В последний момент поехала за компанию с одноклассниками поступать на иностранный факультет Архангельского пединститута. И единственная из всей компании поступила.

- Такое часто случается. Хотел одного, а жизнь распоряжается совсем по-другому.

- Теперь я уверена – в жизни нет места случайностям. Не случайно она подкидывает тебе головоломки, испытания, не случайно сводит с умными и интересными людьми. После института пришла в школу №24, где моим персональным наставником была преподаватель английского Мэри Моисеевна Кантор. Как нужно работать, я научилась именно в двадцать четвертой. А еще, когда работала в школе № 8 у Надежды Васильевны Худяковой. Кстати, именно она меня привела в лицей.

- О чем вы, разумеется, нисколечко не жалеете!

- Можно сказать, что с этого момента все сомнения погасли. Грамотное администрирование, замечательный, работающий и думающий в одном направлении коллектив. Это очень важно.

Дети пошли… конкретные

- Ольга Валерьевна, а для юношей, обдумывающих житье, что важно сегодня? Понятно, что опыт поколений молодость почти не вдохновляет. Но все же.

– И сегодня, и всегда важно попасть в хорошую школу, получить достойное образование, выбрать правильных друзей и правильный институт. Но главное – научиться учиться. Привить себе вкус к учебе. Чтобы это было легко и интересно, как хобби. И если ребенок это полюбит, можно считать, что педагог свою задачу выполнил.

- Любовь – штука сложная. Особенно при нынешних-то нагрузках. Родители часто жалуются, большие слишком.

- Думаю, нет ничего хорошего в том, что ребенок с утра до вечера за учебниками просиживает и здоровье свое гробит. Внимание на уроке, и дома повторить. Обойдемся без фанатизма.

- От педагогов приходилось слышать такое: дети пошли не те… Контингент не тот… Вот раньше дети были – всем детям дети! И глубокие вздохи потом. Это правда?

- С такой постановкой вопроса не согласна. Нельзя говорить, что дети стали лучше или хуже. Они такие, и других у нас не будет. Почему они должны нам нравиться? Мы права не имеем оценивать их по каким-то личным, зачастую устаревшим меркам. Наоборот! Это мы, взрослые, должны к современности приспосабливаться. Посмотрите, в том шкафу лежат коробочки и папки с учебными пособиями, какими-то картинками. Я не могу использовать все это на уроках, потому что современный ребенок этого не воспринимает. У него другой менталитет, другая система мышления.

- Компьютерная?

- Да. Вы нам, Ольга Валерьевна, пожалуйста, презентацию покажите, четкие схемы нарисуйте. Дети сегодня, возможно, менее творческие, но очень конкретные. Они по-другому выполняют задания, по-другому, иногда очень нестандартно, приходят к цели.

- Не могу не согласиться. Знаете, как школяры теперь выясняют, что на дом задано?

- Интересно. Есть какой-то новый способ?

- Сама наблюдала. В «Контакте» найти какого-нибудь гиперответственного одноклассника, написать ему, что, мол, помощь нужна, и подождать, пока он сфотографирует на мобильный телефон страничку дневника с заданиями, а потом в «Контакт» вывесит. Я бы до такого не додумалась.

- Может быть, это даже хорошо. Жалко только, что фактор живого общения на второй план отходит. Вот и сидят в «Контакте».

- Вас, Ольга Валерьевна, я тоже там нашла! Пятьдесят семь друзей. Судя по фотографиям, бывшие ученики. А любимые есть?

- В «Контакт» мне мои дети пишут. А учеников бывших я целыми классами люблю. До сих пор храню сочинения, рождественские открытки, часто вспоминаю наши спектакли и поющие уроки! Между прочим, люди, которые поют, язык воспринимают легче, быстрее. И мы пели на английском каждый последний урок четверти!

Правила одни на всех

- Мне рассказывали, что каждое лето вы вывозите группу северодвинских школьников в Англию. Языковая практика?

- Действительно, последние годы вместе с преподавателем 22-й школы Еленой Александровной Хвиюзовой возим ребят в Британию, один раз были в Америке. Очень сложный в организационном плане, но крайне интересный проект. В области этим никто больше не занимается.

- Вам для чего это нужно?

- Во-первых, сама заядлый путешественник. В свое время объехала и обошла весь Союз. Дважды турист СССР! Ну а во-вторых, ребятам эти поездки очень интересны и полезны. Они возвращаются сюда абсолютно другими людьми. Взрослыми.

- А можно поподробнее?

- Небольшой городок на юго-западном побережье Англии. Это наша Ялта - море, пляжи, экскурсии. Но у нас ни одной свободной минуты. Мы живем в семьях англичан, интенсивно учимся, дышим ароматом прекрасной европейской культуры. Родина Шекспира, замок Йорика, Лондон. Дети получают такие сильные впечатления, такую языковую практику, они так меняются к лучшему, что сомнений «вывозить – не вывозить» у меня давно нет. Хотя, признаться, страшновато было.

- Почему?

- Однажды мы оказались в Лондоне как раз в дни, когда террористы взрывали лондонскую подземку и общественный транспорт. Паника в городе жуткая. Родители в Северодвинске, наверное, с ума сходят. Помню, едем с ребятами в обычном городском автобусе, благополучно добираемся до места назначения, и один наш мальчик говорит: «Спасибо, Ольга Валерьевна, что вы нас благополучно довезли». Все дети захлопали. А некоторые англичане даже заплакали.

- Трогательно. Он на английском это произнес?

- Разумеется да. Там мы разговариваем с ними на одном языке – английском!

- Наверное, Ольга Валерьевна, с вами выезжают дети только обеспеченных родителей?

- Раньше так и было. Но последнее время наметилась замечательная тенденция: самые обычные семьи берут ссуды и оплачивают поездку. Родители просто видят отдачу, чувствуют результат. Была у меня в группе девочка, которую утром на машине привозили в школу, а днем забирали. С одноклассниками она просто не могла общаться. После поездки в Британию мама мне позвонила: «Ольга Валерьевна, дочка сама в школу ушла и сама вернулась!» После второй поездки она - душа компании. Жизнь у нее стала другой.

- Что же вы детям такое интересное и потрясающее показываете? Сама заинтригована.

- Они видят другую жизнь и начинают понимать ее смысл в целом. Даже языковая практика здесь не самое главное. Дети наблюдают, сравнивают и задают себе интересные вопросы. Почему все покупают билеты, ведь можно прокатиться «зайцем»? Почему никто не курит и где все пьяные? Почему никто не опаздывает на урок или ужин? Ведь если нельзя, но очень хочется, то можно! А главное, почему мы так не можем? Ведь это так здорово, когда правила – одни на всех.

Урок взяла Наталья КОЛОГРЕЕВА