Вечерний Северодвинск
Номер от 18 декабря 2008 г.

Проводы святейшего патриарха
Собираясь в Москву, я, конечно, планировала посещение храма Христа Спасителя, одной из главных достопримечательностей столицы. Хотелось посмотреть нижнюю церковь Преображения Господня и верхнюю – Рождества Христова, лицезреть бронзовые позолоченные кресты, послушать звон колоколов храмовой звонницы.

НО ПОСЕЩЕНИЕ храма оказалось иным. Патриарх Алексий II ушел тихо, смиренно, утром 5 декабря. Говорят, он все знал заранее: накануне вечером позвал помощницу попрощаться. В последние годы Святейший много болел. Общая молитва Церкви помогала ему выздороветь. Еще в четверг, 4 декабря, провел службу в Успенском соборе.

В полдень 7 декабря я спешила к храму Христа Спасителя.

Конец очереди – на Берсеневской набережной. Много молодежи. Видела девушек, выходящих из дорогих машин, повязывающихся платочками и стоящих как все. Рядом – и четверо молодых грузин с шикарным букетом белых роз.

- Мы же православные, - объяснял один из ребят. – Было бы во всех нас веры больше – не было бы никакого августа.

Очередь двигалась очень медленно. Через два часа обогнули Ленивку, еще два двигались по Пречистенской набережной, затем по Волхонке и лишь через семь часов были у рамок – металлоискателей на площадке между нижней и верхней церквями.

- Пустите, пожалуйста, - умоляла милиционеров женщина с двумя детьми. – Мы из Рязани, устали уже…

Рядом два инвалида с той же просьбой. Страж порядка в храм не пускал: мол, очередь одна. Впрочем, семинаристов, прихожан, приехавших из регионов в сопровождении священников, казаков во главе с атаманом и батюшкой, журналистов пускали через другой вход. Кто-то хитрил, пристраиваясь к делегациям, но таких отсекали омоновцы.

- Кого Господь определит, тот и попадет в Храм, - вздыхали разоблаченные.

Весь день моросил мелкий дождь, очередь росла. Кое-где верующие пели молебны.

Наконец мы в Храме. Служил местоблюститель митрополит Кирилл. В центре собора – постамент с гробом покойного. Лицо окутано покровом – «воздухом», такова традиция.

Неожиданно увидела Филиппа Киркорова. Он старался не привлекать к себе внимания. Все – и звезды, и простые прихожане – клали цветы, зажигали свечи и выходили из Храма. На улице шел дождь. Сама природа оплакивала Святейшего…

Заглянула и в Богоявленский собор. Вокруг суетились люди, подметали, мыли, красили. А внутри проем под гробницу Патриарха вырезали «болгарками» гастарбайтеры.

Известно, что христианину лучше не пытаться войти в мечеть. И осуждать мусульман, свято берегущих свою веру, нельзя. Кстати, и Патриарх призывал к уважению других религий. Но все же, кажется, рабочим надо было объяснить, что неправильно находиться в храме в головных уборах. И они бы поняли, уверена.

«У России будет светлое будущее, если мы явим друг другу больше доброты и любви», - завещал Алексий II. Пусть так и будет!

Галина КОВАЛЬ