Вечерний Северодвинск
Номер от 18 декабря 2008 г.

В радости и в горе
18 декабря в России отмечают профессиональный праздник работников органов ЗАГС. В преддверии торжества мы побеседовали с главным специалистом-экспертом Северодвинского территориального отдела управления ЗАГС Архангельской области Ивой Соколовой.

- ИВА Валерьевна, как давно вы связали свою судьбу с этой службой?

- Я работаю в загсе ровно 11 лет. Как раз в декабре пришла.

- Во главе угла вашей профессии стоит общение с людьми. К вам приходят и в самые счастливые минуты, связанные с рождением новой семьи или появлением на свет малыша, и в самые горькие – когда надо удостоверить расторжение брака или оформить свидетельство о смерти близкого человека. Много нервных затрат и эмоций требует подобная работа?

- Как и в любой профессии, предполагающей общение с конкретными людьми. Не больше, но и не меньше. Единственно, чего не допускает наша работа, – это равнодушия.

- Велик ли штат вашего отдела?

- Совсем нет, всего десять человек. И все – женщины.

- Во время регистрации брака вы с ленточкой и торжественными речами стоите по очереди? Или есть какой-то график?

- И ленты, и цепи, и медали, и другая обрядовая символика уже ушли в прошлое. В летнее время, когда на регистрацию приходит по 36-40 пар, конечно, на регистрации мы стоим по очереди. Весь день простоять чисто физически тяжело.

Без паспорта никак

- Ива Валерьевна, еще не стерлись из памяти трудные времена, когда случалось, что в загс подавали заявление, чтобы потом на основании вашего приглашения приобрести полагающийся набор продуктов. А на регистрацию потом вовсе не являлись. Случается ли сейчас подобное? Я имею в виду неявку?

- Редко, но бывает. Но при этом главную роль играет не меркантильный интерес, а обычный человеческий фактор. Кто-то может попасть в больницу, у кого-то срочная неотложная командировка, а у кого-то разладились отношения – такое тоже случается. А раз-два в год обязательно бывает и другая неприятность. Кто-то из молодых теряет паспорт, приезжает в загс без этого документа. И вот тут, несмотря на слезы и мольбы жениха и невесты, их родных и близких, мы вынуждены отказывать в регистрации. Так нам диктует буква закона.

- А допустима регистрация брака вне стен загса? Скажем, в больнице или по месту работы?

- Только в исключительных случаях. Если, скажем, факт болезни и связанной с этим невозможности прибытия в загс удостоверен врачом. Или, скажем, во время ремонта нашего помещения мы переносили регистрацию во Дворец культуры «Строитель». Только там пошли нам навстречу. Все-таки каждые выходные принимать непрерывный поток гостей – дело хлопотное для любой администрации.

- Ива Валерьевна, вашим сотрудницам приходится подчас выполнять и невеселую роль. Я имею в виду регистрацию детишек-отказников. При этом они просто выдают свидетельство о рождении такого малыша или принимают какое-то участие в его дальнейшей судьбе, скажем при усыновлении?

- Нет, мы являемся исполнительной структурой. Вопросы усыновления находятся в компетенции органов опеки и попечительства и, конечно же, суда, который выносит заключительное решение.

Желаем слез! От счастья

- Ива Валерьевна, давайте все же вернемся к празднику. Что бы вы пожелали всем вашим коллегам?

- Хочу поздравить не только ближайших коллег, но и тех, кто работает в области, да и во всей стране в целом. А пожелания… Можно стихами?

Вам, женщины, желаю я

Терпения и стойкости,

В работе –

меньше трудностей,

А в праздник –

больше бойкости,

Желаю здоровья,

удач и успеха

И если морщинок,

то только от смеха.

И пусть обойдут вас

в жизни ненастья,

А если уж слезы,

то только от счастья.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ