Вечерний Северодвинск
Номер от 11 декабря 2008 г.

Как судиться?
«Хочу подать исковое заявление в суд на продавца, который не исполняет свои обязанности по договору купли-продажи. Какому судье я должна подать исковое заявление - в федеральный суд или мировому судье?»

Во-первых, надо определиться с размером исковых требований. Дела по имущественным спорам, при цене иска, не превышающей сто тысяч рублей, рассматриваются мировыми судьями.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Наряду с требованиями имущественного характера, потребитель вправе потребовать взыскания компенсации морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

«Купила сапоги из натуральной кожи, проносила две недели. Сначала порвалась «молния», через десять дней лопнула кожа в районе подошвы. Обратилась к продавцу, а тот отказал выполнить требование о замене, сославшись на то, что гарантия закончилась. Какой срок гарантии должен устанавливаться по закону?»

Прежде всего, законодательство позволяет продавать товары без установления гарантийного срока. То есть установление гарантийного срока – это право, а не обязанность.

Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Но если производитель установил такой срок, продавец не вправе его занижать.

Продавец также вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления прав по такому обязательству определяются договором между потребителем и продавцом.