Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2008 г.

По закону военного голода
Бывает, непримечательная газетная заметка вдруг пробудит яркие воспоминания далекого прошлого. Так случилось и на сей раз. «Вечерка» опубликовала информацию Александра Бурлова об открывшемся в 1958 году в Архангельске магазине «Детский мир» и статью Елены Садовой о городских достопримечательностях, в том числе о возможном варианте памятника тюленю-спасителю. Эти две разные по теме публикации моя память объединила военными воспоминаниями.

Не до жиру, быть бы живу!

По рождению я архангелогородец. Годы моего детства совпали с военным лихолетьем. Из всех детских впечатлений той поры мне больше всего запомнился голод. Никогда позже, даже в студенческие годы, когда на первых двух курсах приходилось жить только на стипендию, я не испытывал такого мучительного чувства хронического голода, как в первый военный год моего детства. В Архангельске, как и во всей стране, с началом войны ввели продовольственные карточки.

Зимой 1941-42 годов рабочие получали 400 граммов хлеба в день, служащие и иждивенцы – по 200 граммов. Карточки на другие продукты отоваривались редко и по сниженным нормам.

Летом 1942 года группа студентов техникумов и старших школьников отправилась на Новую Землю на заготовку птицы и птичьих яиц. Ребята справились с заданием и привезли заготовленные продукты, но для города это была капля в море.

Уже после войны я где-то прочел, что за военные годы население Архангельска сократилось с 200 тысяч человек до 180 тысяч. И значительная часть потерь связана с голодом, болезнями, бомбежками. Жертв могло быть еще больше, если бы не мясо тюленей, добытое зверобоями в Белом море. В то тяжелейшее время тюленина в Архангельске многих спасла от голодной смерти. На тюленьем сале жарили картошку, из мяса готовили студень, котлеты, гуляш. В скудном рационе горожан эти мясные «деликатесы» пользовались большой популярностью, хотя и вкус и запах они имели весьма специфический. Но, как говорят, не до жиру, быть бы живу.

Американский сахар

В Архангельске разгружались караваны судов с грузами ленд-лиза. Надвигавшийся массовый голод угрожал остановить работу в порту. Ослабленные недоеданием рабочие физически не могли разгружать суда и отправлять на фронт грузы. Правительство было вынуждено разрешить часть продовольствия, поставляемого союзниками, оставлять в Архангельске.

В начале 1943 года снабжение города продовольствием заметно улучшилось. В магазинах начали отоваривать карточки свиной тушенкой, яичным порошком, американским жиром – лярдом, сахаром, рисом. Позже в школе нам прямо в классе выдавали по одной-две ложки сахарного песка. Школьники, чьи отцы погибли на фронте, по решению родительского комитета получали талоны на бесплатные обеды в столовой, открытой на Павлиновке, в здании, где сейчас «Детский мир». Обедали по таким талонам и я, и оба моих брата.

По сравнению с тем, что было в 1941-42 годах, снабжение Архангельска продовольствием начиная с 1943 года и до конца войны можно считать вполне сносным. Поголодать вновь пришлось в 1946 году, когда поставки продуктов из Америки прекратились, а засуха на юге страны обернулась жестоким неурожаем. Тогда в продовольственные магазины выстраивались длиннейшие хвосты очередей.

Но скоро жизнь вошла в нормальную, мирную колею. В 1947 году отменили карточки, в продаже появились все продукты первой необходимости, что после военной голодовки казалось полнейшим изобилием. Будущее виделось нам в самых радужных тонах.

Лев САМЫЛОВ