Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2008 г.

Звезда Кости-капитана
Выбор профессии определяется по-разному. Иногда это мгновенный случай, а чаще всего – множество больших и малых событий, ведущих человека подобно путеводной звезде.

ТАКАЯ ЗВЕЗДА для Кости Коробцова, родившегося в Самаре, взошла в Архангельске, где жил его брат Прокопий, моряк торгового флота. Прошины «морские истории», рассказанные во время коротких наездов в родную Самару, его письма с упоминанием дальних стран бередили душу подростка, вызывали желание приобщиться к флотскому братству.

И, окончив школу, без всяких сомнений, с благословения родителей Костя засобирался на север. Тем более что Прокопий к тому времени уже стал начальником морского порта. Младшего брата он встретил приветливо, добродушно сказав:

- Походишь пока в моря масленщиком, кочегаром, а с осени пойдешь в морской техникум.

Назло истории!

Годы комсомольского морского братства Константин Иванович потом называл счастливым временем своей биографии. Об одном из эпизодов мне довелось услышать из его уст.

- Своего флота на Черном море тогда практически не было. Большинство пароходов во время гражданской войны было уведено или уничтожено. И рабочие «Красной кузницы» выступили с почином отремонтировать несколько вспомогательных судов и перегнать их в Одессу.

Первая часть этой работы была успешно выполнена, а со второй возникли неожиданные сложности. Противником идеи стал ЦУМОР (Центральное управление морей). Суда, входящие в состав экспедиции (землечерпалка, плавучий кран, морская шаланда), обладали малой скоростью и большой парусностью. И в этом руководство усмотрело большую опасность. Представитель пароходства выехал в Москву. Там упирались, но согласились созвать для консультации совещание старых моряков.

Большинство из них к идее отнеслись скептически («Суда не рассчитаны на плавание в открытом море, подобных переходов не было в истории мореплавания…»). И тогда архангелогородец произнес фразу, ставшую убедительным аргументом: «Советской власти тоже в истории не было, тем не менее она существует девятый год».

А в Архангельске у комсомольцев возникла новая трудность. Несмотря на то что среди моряков еще существовала безработица, желающих участвовать в экспедиции нашлось немного. Тогда администрация порта обратилась к директору морского техникума (так тогда называлась нынешняя «мореходка») с просьбой командировать учащихся, имеющих опыт работы на судах. Но директор брать на себя такую ответственность не захотел. И тогда решение за него приняло комсомольское бюро.

Тридцать пять курсантов, в том числе и Костя Коробцов, пополнили команды одиннадцати судов. Все они пришли к месту назначения в отличном состоянии.

Молодо не зелено

Весь предвоенный отрезок трудовой биографии Константина Коробцова тоже включает в себя множество интересных эпизодов. Был он и директором лимендской школы ФЗУ, где некоторые из учеников были старше его по возрасту, были и годы учебы в ленинградской «корабелке», а также служба в Военно-морском флоте.

Война поломала судьбы и планы многих людей. Инженера-механика Коробцова она застала в Ленинграде, где он трудился начальником монтажного цеха на Петрозаводе, в первую, самую тяжелую блокадную зиму. И потом был руководителем эшелона, вывозившего в эвакуацию больных и истощенных людей.

Так он впервые оказался в Молотовске, еще не зная, что с этим городом будет связана вся его дальнейшая судьба.

Корабли уходили ночью

Первая страница севмашевской биографии корабела открывалась в главном механическом цехе, сюда он был назначен заместителем начальника. Говорят, авторитет нужно завоевать. Константин Иванович его не завоевывал, тот приходил к нему сам благодаря его культуре, глубине инженерных знаний и доброжелательному отношению к людям.

Особенно же его организаторский талант раскрылся за время работы в отделе строителей. Заместитель начальника отдела, а потом и главный строитель Константин Коробцов обеспечивал проведение заключительных сдаточных операций. Корабли на испытания чаще всего уходили ночью. Таких ночей за двадцать с лишним лет работы на берегу у него было великое множество. Отсюда он отправлял в моря десятки заказов – от первых серийных дизельных лодок до атомных ракетоносцев второго поколения.

И по коридорам заводоуправления, и по строительным лесам он шагал уверенной морской походкой. В народе за любовь к морю и флотским атрибутам его любовно называли Костя-капитан.

Сегодня в заводском музее соберутся родные и близкие Константина Ивановича, его сослуживцы, ветераны-корабелы, чтобы отметить его столетие. На торжества прибудут и члены команды буксира «Константин Коробцов», который за свою тридцатилетнюю биографию не раз славил это имя в разных точках Мирового океана.

Александр БУРЛОВ