Вечерний Северодвинск
Номер от 27 ноября 2008 г.

Изгоняющие дьявола. С герба
Пацифисты Смоленска выступили с инициативой убрать пушку с герба города. Мол, не дадим пропагандировать войну! Да и нет уже таких пушек… Фантастика? Отнюдь.

ПО ПОДОБНОМУ сценарию развиваются события в нашей области. Цитата из Интернета: «Православная общественность Архангельска инициировала пересмотр изображения герба города. Истинно верующих людей, да и не только их, не устраивает фигура дьявола. Инициативу поддержала значительная часть городских депутатов».

Немного истории. Герб Архангельска утвержден в 1780 (по иным данным – в 1781) году. На золотом фоне изображен летящий архангел Михаил, вооруженный мечом и щитом и ниспровергающий дьявола. В советское время на гербе был изображен корабль. Исторический герб восстановлен 10 октября 1989 года.

Итак, изображение утверждено, когда православие было официальной религией империи. А вот нынешних православных герб не устраивает: «…Стоит архангел Михаил, замахнувшийся мечом на мелкого беса. А нечисть лежит в вальяжной позе… и нагло ржет». Но персонажи на гербе не стоят и не лежат, так как изображена схватка в воздухе. По изображению фигур можно ясно судить, кто победил.

В детстве, когда я поскальзывался, моя устьянская бабушка приговаривала: «Не падай духом, повернись – да брюхом!» Упасть навзничь значило в старину упасть духом. Положение дьявола говорит, что он побежден и физически, и морально.

Есть еще один аргумент: святой Михаил одет «не по-православному». Но ведь деяния архангела Михаила описаны еще в Ветхом Завете, то есть во времена, предшествующие Рождеству Христову. Так почему он должен быть одет по-православному? И даже если бы и была ошибка в гербе, то почему мы должны вносить изменения? Он достался нам от предков, их он устраивал. Американцы же не отменяют старинные нелепые (с современной точки зрения) законы, так как чтят традиции и историю!

Задевает меня и то, как обрабатывается общественное мнение в нужном направлении. В Интернете вопрос: «Нужно ли убрать дьявола с герба Архангельска?» - и варианты ответов: «Да, тогда и наша жизнь станет светлее», «Нет, горожане привыкли к своему гербу» и «Мне все равно, наши беды не от этого». Разве кто-то не хочет, чтобы жизнь стала светлей? У меня были затруднения с ответом. Хотел ответить «Нет», но вовсе не потому, что привык к гербу. Больше подошла бы формулировка «Наши беды не от этого» - но она привязана к другому ответу. Очевидно, организатор опроса подводит респондентов к нужным ему ответам.

Еще один нюанс: а кто скрывается за анонимной «православной общественностью»? Я не смог это выяснить. Похоже, что кто-то прощупывает, насколько внушаемо наше общество.

Не хотелось бы говорить банальные вещи, но человек отличается от животного тем, что почитает своих предков, с уважением относится к истории своей страны, сохраняет культурное наследие. Давайте не будем падать духом.

Александр ШАНИН