Вечерний Северодвинск
Номер от 20 ноября 2008 г.

Олег Мандрыкин: десять лет спустя
О мировом кризисе, опере Чайковского и жареной картошке. Для сегодняшнего разговора два праздничных повода. Агентство недвижимости «Вариант» на днях отметит свое десятилетие, а его директор Олег Мандрыкин – сорок лет.

Перегретый рынок

- Олег Анатольевич, десять лет назад, создавая «Вариант», вы смело заявили, что через пятилетку он станет лучшим в городе. Удалось сроки выдержать?

- Во всяком случае, последние три года мы – реальные лидеры. Могу похвастаться: на днях на ежегодном Дне риелтора заслуги «Варианта» отметил Сбербанк, вручив нам награду за самое большое количество ипотечных сделок с недвижимостью, проведенных в Северодвинске... О кризисе будем говорить?

- А как же! Без него, нехорошего, сегодня никуда.

- Кризис действительно есть - и в мире, и в стране. Американцы, бездумно раздавая ипотечные кредиты, чрезмерно перегрели рынок недвижимости. Перегретостью я называю завышенные ожидания людей от роста цен на жилье. Во многих городах квартиры и дома покупались для того, чтобы позже быть проданными дороже.

В условиях бурного роста застройщикам стало архиинтересно играть на этом поле. А сегодня банки в России настолько испуганы своими потерями в акциях, что перестали кредитовать и бизнес, и граждан. Застройщики не могут получить деньги на строительство, а люди - на покупку первичной недвижимости во многих городах, пожалуй, кроме Северодвинска.

- Потому что «первички» у нас практически нет?

- Да, это так. В нашем городе цены на жилье относительно небольшие, строить и продавать не так выгодно, как в Архангельске или тем более в Москве. Поэтому ничего толком и не строилось. Долгие годы в Северо¬двинске даже такого понятия, как «первичный рынок жилья», не было. Падать просто нечему. Немногочисленная «первичка» распродается с ходу. Дай бог успеха компании «Северный берег», которая может изменить ситуацию на рынке нового жилья.

- Вы сказали, что в Северодвинске сегодня наблюдается рост продаж и даже увеличение стоимости квадратного метра.

- Во-первых, потому, что наши люди всегда покупали квартиры для того, чтобы в них жить. Никто не бежит срочно продавать квартиры, чтобы вернуть вложенные деньги. Во-вторых, у нас очень большой процент обменов. В-третьих, традиционно на рынке ипотечных кредитов в Северодвинске лидирующие позиции занимает Сбербанк. А он ни на день не прекращал выдачу кредитов и не взвинтил процентные ставки до безумных высот. В-четвертых, люди просто не хотят оставаться с деньгами на руках в период кризиса и нарастающей инфляции.

Работник имеет право

- Олег Анатольевич, вы рассказывали, что недвижимостью стали заниматься, решая личный квартирный вопрос. Сегодня молодому человеку стартовать труднее?

- Пожалуй, легче. Сегодня у молодых больше возможностей заработать деньги на собственное жилье. В Северодвинске колоссальный дефицит кадров. Наше агентство тоже ощущает кадровый голод. Постоянно увеличивается объем работы: в городе работает пять филиалов «Варианта», и один в Архангельске, а нужно бы еще несколько.

- Как человеку, мечтающему работать в успешном агентстве, лично вам понравиться?

- Обязательно высшее образование, лучше гуманитарное, умение и готовность к работе с людьми в любое время дня и вечера. И желание учиться.

- И тогда он может…

- …заработать столько, сколько (смеется) «сможет унести». Заработки у нас действительно достойные, но и работа далеко не простая.

- Коллектив «Варианта» в основном женский. Не тяжело с нашей сестрой?

- Риелтор во всем мире профессия женская. Да, бывает, коллеги «поплачутся в жилетку», это нисколько не раздражает. Моя идеологическая стратегия: хороший работник имеет право на помощь компании. И не только моральную. Каждые два месяца лучший сотрудник «Варианта» получает дополнительный отпуск и бесплатную путевку за границу, сам выбирая, куда захочет поехать хлебнуть солнца.

«Не люблю выходных»

- А вы, Олег Анатольевич, обычно где солнце хлебаете?

- Банально, но моя любимая страна – Египет. Его восточная суетность и даже в некоторых местах, мягко говоря, неаккуратность мне, выросшему в Ташкенте, кажутся родными. По красоте Красному морю нет равных. Любуюсь им, ныряю (я активно занимаюсь дайвингом) в этот «аквариум», набитый живностью. И практически не курю - не хочется. А к концу второй недели тянет домой и на работу. Но в каждой стране я обязательно посещаю агентства недвижимости, узнаю все «как». Вплоть до того, как выглядит персонал и какие ручки на столах лежат.

- Мне кажется, что и выходные вы не очень уважаете?

- Угадали, не люблю, особенно в межсезонье. Не знаю, чем себя занять. Водку пить – не мое.

- Слышала, что в вашей квартире по выходным работает киноклуб?

- Собираемся с друзьями, смотрим некассовые и не доходящие до проката фильмы, обсуждаем. Косточки президенту при этом не перемываем.

- Кстати, как вам послание президента?

- Как бы помягче выразиться… демократия у нас в печальном положении. Власть пытается контролировать все и вся сверху донизу. Получается плохо. Реальной оппозиции нет, а власть должна слышать не только свой голос по всем каналам. Если вы спрашивали насчет шестилетнего срока президента, то вообще непонятно, зачем это ему. Власть у него и так безграничная, рейтинг в народе выше некуда, чего боится?

Ария Гремина. Исполняет Мандрыкин

- Ну все, обязательная программа выполнена. Поговорим о жизни. Что терпеть не можете из домашней работы?

- Всё. Только посуду с удовольствием мою. Понимаете, то, чем я занимаюсь на работе, – это долгосрочные проекты, долгий процесс. А мытье посуды – конкретный быстрый результат. Давайте еще скажу, что люблю поесть: жареную картошку плюс кефир, не какой-нибудь заморский, а самый простой, северодвинского молзавода.

- Вы были хорошим учеником в школе по доброй воле или заставляли?

- Мне всегда было интересно учиться. Взахлеб читал все, что положено по программе: Достоевского, Толстого, Пушкина, которого безумно люблю. Оперу «Евгений Онегин» почти всю наизусть знаю.

- Подпеваете?

- Сам пою. (Поет!!!) «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну…»

- Все ясно: по музыке тоже было «отлично».

- По-другому не могло, я окончил музыкальную школу по классу виолончели.

- Ничего себе! Давно не брали в руки инструмент?

- Давно. Я вырос в бедной семье, и, когда уехал из дома, мама, которой надо было поднимать младшего брата, продала инструмент, весьма, кстати, дорогой по тем временам. А потом и навыки ушли, и времени не стало.

- Слава вашей маме, позволившей такую роскошь.

- Да, платить 7 рублей 50 копеек в те времена за учебу и каждые два года покупать новый инструмент – это было действительно тяжело. Она очень многое сделала для меня.

- Судьба дала вам возможность отблагодарить?

- Мама жива-здорова. Когда в Ташкенте все рухнуло, в том числе и научно-исследовательский институт, в котором она трудилась завлабораторией, и осталась только работа в ларьке по суткам за 5 долларов в месяц и пенсия в 17 долларов в месяц, я перевез ее в Россию, купил ей квартиру в Воронеже и постоянно помогаю во всем.

Нам оставили хорошую страну

- Олег Анатольевич, вас что-нибудь может растрогать до слез, например «Жди меня»?

- Телепередача – навряд ли. Комок в горле стоит, когда смотрю парад Победы 9 мая. Горд страной, народом-победителем, благодарен поколениям, которые в наследство нам оставили хорошую страну.

- 20 ноября вам «стукнет» 40 лет. Морально готовы?

- Личный праздник почти совпадает с датой празднования 10-летнего юбилея «Варианта» - вот все вместе и отметим.

- Хороший вариант для прикрытия. И повод для подведения итогов.

- За десять лет мы многого достигли, и вы даже не представляете, какое громадье планов в голове.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА*

//