Вечерний Северодвинск
Номер от 13 ноября 2008 г.

Шанхайский экспресс
Недавно группа руководителей российских средств массовой информации побывала с деловым визитом в Китае. В состав делегации входил и главный редактор газеты «Вечерний Северодвинск» Вячеслав Белоусов. Своими впечатлениями от поездки он решил поделиться с нашими читателями.

- ВЯЧЕСЛАВ Васильевич, какова главная цель такого неблизкого путешествия?

- Прежде всего встреча с китайскими коллегами, знакомство с их институтами власти. Нас тепло принимали в министерстве иностранных дел, в редакциях газет «Жэнминь жибао», «Шанхай дэйли» и информационном агентстве «Синьхуа». Довелось побывать в четырех крупных городах – Нанкине, Яньчжоу, Шанхае и, конечно, Пекине.

- В общении с коллегами проблем не возникало?

- Случалось. Сказывалось незнание с их стороны русского языка, а мы, разумеется, по-китайски «по нолям». Да еще с переводчиком не очень повезло. Так что профессиональное общение было затруднено. Выручал… английский язык. И китайские, и российские журналисты им слегка владеют.

Поднебесная. Век ХХI

- Вячеслав Васильевич, думаю, тайны профессиональной журналистской кухни будут интересны далеко не всем читателям. Поэтому хотелось бы повести разговор на более заземленные, бытовые темы. Так сказать, посмотреть вашими глазами на Китай изнутри.

- Попробуем.

- Ваши самые первые впечатления от страны?

- Прежде всего поражает архитектура. В Пекине, Шанхае многие сотни фешенебельных стоэтажных и выше зданий. Китайское правительство собирает нереализованные смелые проекты по всему миру и с успехом воплощает их на своей земле. И вот рядом с этими двухсотметровыми вертикальными «зеркалами» удивительным образом соседствуют императорские дворцы с их неповторимыми пагодами, сохраняющиеся в идеальном состоянии. И все же первое ощущение, что ты попал в центр Европы, причем Европы будущего. Тем более что и одеваются китайцы вполне по-европейски, а не в брючки и тужурочки, как мы себе представляли. Кстати, слухи о невысоком росте этой нации все же преувеличены. Мы встречали множество людей достаточно крупных и высоких. Наш переводчик Василий (так он просил себя называть) ростом метр девяносто два. Да и внешне китайцы все более походят на европейцев.

- Вот вы восторгаетесь современной архитектурой. А если сравнить ее с Америкой, где вам тоже довелось побывать в свое время?

- Америка отдыхает… После Китая ни один американский город не удивит.

Поклон и улыбка

- Судя по истории да и по сегодняшним фильмам с тем же Джекки Чаном с завораживающими восточными единоборствами, китайцы всегда были воинствующей нацией. Ощущается ли это сегодня?

- Нет. Основная религия страны - конфуцианство не приемлет насилия. Это подтверждается и на государственном уровне. Ни на одном из национальных телевизионных каналов, а их там около пятидесяти, не увидишь мордобоя, которым щедро «одаривает» нас отечественный эфир.

- То есть народ изначально доброжелательный?

- По крайней мере, внешне – да. Хотя они очень энергичны, громко и темпераментно общаются. Визитная карточка любого китайца, с кем довелось встречаться, - улыбка и легкий поклон.

Забытый культ

- Вячеслав Васильевич, у нас с вами на памяти трагические события культурной революции середины прошлого века. Ощущаются ли ее последствия сегодня? Насколько чтут в Китае имя Великого Кормчего?

- Собственно, портрет Мао Цзэ-дуна попался на глаза лишь однажды – на здании Мавзолея. Ни в редакциях, ни в официальных учреждениях его не встретишь. Что же до революции… В Китае эту тему обходят стороной. Относятся к ней как к одной из страниц своей истории. Не вычеркивают из памяти, но и не вспоминают всуе.

Палочки, ложки и вилки

- Встречи, приемы, фуршеты, ужины… Легко ли вы приспособились к китайской кухне?

- А к ней и приспосабливаться не пришлось. Каждый раз вместе с национальными блюдами нам на выбор предлагались и вполне европейские деликатесы. Скажем, рис был в нашем меню лишь однажды.

- А палочками по зернышку легко в рот отправлять?

- Палочки освоить оказалось делом несложным. Кусочки мяса или рыбы легко ими подцепляются. Но предусмотрительные хозяева всегда сервировали столы и обычными столовыми приборами. Так что никаких неудобств на этот счет мы не испытывали.

- А каковы там горячительные напитки?

- Пьют в Китае очень маленькими рюмочками. Во время застолья спиртное является скорее одним из многочисленных соусов к закуске.

- То есть до песен веселье не доходило?

- Почему же? Китайцы с удовольствием подхватывали «Подмосковные вечера», «Катюшу». А когда кто-то из наших вспомнил популярную некогда песню «Москва – Пекин», они были приятно удивлены и даже пришли в восторг.

Свобода слова

- Вячеслав Васильевич, если вернуться к китайским средствам массовой информации, насколько они там идеологизированы, занимаются ли «промыванием мозгов»?

- Сейчас в Китае бурными темпами строится самый настоящий капитализм, какое бы название при этом он ни носил. А это значит, что во главе угла стоит прибыль. И пресса при этом тоже озабочена тем же. Чтобы конкретно говорить о китайских газетах, их надо хотя бы почитать. Но, как вы понимаете, отсутствие навыков языка не позволило заняться этим. По словам хозяев, в газетах допускается выражение разных взглядов и позиций. И это разноголосье идет на пользу всему обществу.

- Журналистику в этой стране можно отнести к высокооплачиваемым профессиям?

- К интеллигенции в Китае очень уважительное отношение, но ее труд оплачивается скромно, по российским меркам. В среднем зарплата журналистов составляет в переводе на наши деньги 6-10 тысяч рублей. Правда, следует учитывать, что большинство продуктов там значительно дешевле, как и основных предметов ширпотреба. А термин «потребительская корзина» для китайских коллег так и остался непонятым.

- Каков курс юаня по отношению к рублю?

- На время нашего пребывания в стране он составлял 3 рубля 82 копейки. Кстати, о юанях. На всех купюрах любого достоинства там все так же обязательно присутствует портрет Мао Цзэ-дуна, как у нас когда-то красовался профиль товарища Ленина.

Стена улыбок

- В ходе поездки вы наверняка побывали во множестве редакций. Было ли что-то, удивившее вас?

- Запомнился офис одной из шанхайских газет. В огромном холле оборудована стена улыбок. На ней представлены фотографии абсолютно всех сотрудников этой газеты обязательно с улыбкой на лице. Пройдешь поутру мимо этой галереи, настроение само по себе поднимется, работать захочется.

И еще об улыбках. Вот бы нашим строителям взять на заметку. Когда у нас возводится какой-то объект, территория стройки обносится унылым забором. Изредка мелькнет на нем рекламное панно или щит с указанием фирмы, которая ведет строительство. А в Китае видел строящийся дом, где по периметру аккуратного ограждения установлены фотографии конкретных рабочих, которые трудятся на этом объекте. Их снимки сделаны в полный рост, все они держатся за руки и, конечно же, улыбаются. Глядя на их дружелюбные лица, невольно улыбнешься в ответ. А люди в ожидании новоселья знают, кому потом сказать спасибо.

Дорога домой

- Вячеслав Васильевич, Китай для большинства из нас запредельная даль. Вы добирались туда самолетом?

- Да, из Москвы мы прилетели в Пекин. А в Москву возвращались уже из Шанхая. Беспосадочный перелет занял десять с половиной часов.

- Но ведь это страшно долго. Да и скучно, наверное?

- В компании хороших друзей время летит незаметно.

Беседовал Александр ГУЗНИЩЕВ

P.S. Хочу через «Вечерний Северодвинск» (у него ведь есть интернет-версия) поблагодарить Всекитайскую ассоциацию журналистов, президента «АРС- ПРЕСС» Софью Дубинскую за возможность побывать в Китае и ознакомиться с его жизнью, а коллег – Ларису Вохмину («Тюменская правда»), Анатолия Кармана (Волгоградское издательство), Татьяну Метелкину («Нижегородская правда»), Леонида Левина («Якутск вечерний») - за совместную работу и… пение.

Вячеслав БЕЛОУСОВ