Вечерний Северодвинск
Номер от 30 октября 2008 г.

Хорошо, что здесь был Вася
На дороге все просто, потому что чувства и поступки настоящие

«Я люблю дорогу. Жизнь в городе суетна. А в дороге есть время поговорить с собой, честно, свободно и спокойно. Когда едешь с большой скоростью, время будто останавливается. И ты понимаешь: здесь, на дороге, все просто, потому что чувства и поступки настоящие: вот друг, а вот – не друг, вот взаимовыручка, а вот равнодушие и даже, извините, подстава. Только в дороге я убедилась – хороших людей на свете больше, чем плохих.

МУЖЧИНЫ часами могут обсуждать тему «женщина за рулем». Мы и преступники на дороге, и истеричные дамочки, и руль не с той силой держим. Пару раз мы с моей подругой «Нивой» отправляемся в путешествие до Санкт-Петербурга. И возвращаемся в Северодвинск с багажом историй, наблюдений и эмоций. Не женских – мужских.

Дальнобойщики денег не берут

Обычно перед дальней поездкой я страхуюсь, отгоняю машину к ремонтнику. Так было и в последний раз. Мастеру говорю: «Что-то свистит, вроде бы ремень генератора». Он отвечает: «Ничего страшного, сгоняй, купи канифоль и будешь в дороге посыпать шкив. Свистеть не будет!»

Поехала в Питер с канифолью. Останавливаюсь через каждые пятнадцать-двадцать км, капот открываю, нужную детальку порошочком посыпаю и вперед. Вроде бы не свистит.

Где-то в районе Вельска у меня стал подсаживаться аккумулятор. По приборам я этого не видела, потому что на доске приборов у меня лежали помада, зеркальце, расчески. Но чувствую - что-то не то…Щетки медленно ходят. Остановилась около кафе дальнобойщиков. Сейчас, мол, заведусь и дальше поеду. Сейчас! А аккумулятор-то сел, стоит «Нива» моя как вкопанная.

Время – ночь, тьма непролазная. На крыльце кафешки трое мужичков, заинтересованно так посматривающих в мою сторону. Делать нечего - пошла сдаваться… «Здравствуйте, товарищи дорогие, из Северодвинска еду, беда у меня. Всю дорогу что-то свистело, свистело. Не могу вот завестись».

Двое мужиков мгновенно испарились. Как выяснилось, земляки, северодвинцы. И остался один на один с моей бедой архангельский дальнобойщик Василий. Открыл капот, поковырялся, посмеялся над механиком и его канифолью. «Это не ремень свистит, это у механика вашего в голове свистит». Слава богу, был у меня с собой старый ремень генератора, вполне пригодный. Василий поставил его, на трассе остановил легковушку, зарядил подсевший аккумулятор. Завелась «Нива»!

Машину мою Вася отогнал поближе к дальнобойным грузовикам. Водителю в безлюдном месте ночевать опасно. Сразу же вспомнила, как год назад остановилась на ночевку неподалеку от поста ГИБДД, и сразу же подскочил ко мне гаишник: «Поезжайте отсюда, дамочка…»

За чаем разговорились с Василием о дороге, о жизни. Так интересно он рассказывал о том, как гоняет груз за границу, в Таллин. Оказывается, больше восьми часов в сутки на своей «Скании» он в пути быть не должен. Современные дальнобойные машины напичканы умной техникой, и есть какие-то специальные диски, которые записывают эту информацию. Любой таллинский полицейский может проверить диск и, если что, выписать большой штраф. Прибалты заботятся о безопасности на своих дорогах.

Деньги за ремонт Василий не взял. Сказал только: «Запомните, настоящие дальнобойщики денег не берут. Если на дороге не будет взаимовыручки, то что тогда будет?» И всю дорогу до Питера посылал мне эсэмэски: «Как машина? У вас все нормально?»

Понаехали тут из 29-го

Когда я впервые оказалась в Питере за рулем своей «Нивы», то страшно переживала, как буду ориентироваться на дорогах огромного, почти незнакомого города? Поездила день и поняла – после северодвинских дорог питерские не страшны.

Первое впечатление – женщину за рулем здесь уважают. Вообще водители друг друга уважают.

Как-то раз стояла на мосту, ждала, когда переключится светофор. И съехала задом под горку аккурат в «девяточку». Плавненько так, словно по заказу – цок! – «поцеловала» незнакомого питерца. Сижу в машине белее белого, думаю, сколько у меня в кошельке денег, чтобы заплатить за доставленное неудобство. В Северодвинске – это точно – заплатила бы. А питерец даже из машины не вышел. Рукой только махнул: «Да поезжайте вы, дама». Наверное, подумал про себя: «Понаехали тут из 29-го региона, и что с них взять?»

Что еще поразило? Четыре полосы движения в одном направлении, и ты, в общем-то авточайник, не совсем представляешь, когда точно нужно поворачивать. Допустим, можешь стоять в крайней левой, а поворачивать нужно в крайнюю правую. И только включаешь сигнал поворота, как все тут же уступают дорогу. Удивительный контраст с необузданной дикостью на северодвинских дорогах! У нас принцип такой: я еду по этой полосе и пошли вы все в баню. Все словно бы последнее, что-то очень ценное свое охраняют. Почему так? У меня только одно объяснение – уровень культуры.

Нужно что-то продать!

Из поездки домой возвращалась с приключениями, а как без них? В Ленинградской области меня остановили сотрудники ГИБДД. Вменили пересечение двойной сплошной. По тяжести это правонарушение приравнивается к езде в нетрезвом виде - лишение прав на срок до шести месяцев. Ситуация, конечно, была спорная, но с гаишниками я обычно не спорю. Давно поняла, что вернее всего честно говорить о том, что в эту минуту думаю. «Ребят, ну посмотрите на мою машину, а я ведь одна-одинешенька еду в такую даль».

Смотрю на них и понимаю – просто так, пожурив, не отпустят. А у меня с собой только две тысячи. А до Северодвинска еще ехать и ехать. Протягиваю одну: «Ребят, правда, больше у меня нет». Один поморщился: «Положите туда…» Мне опытные водители потом рассказали, что, вообще-то, за такое правонарушение – от пятерки до десяти.

И вот еду я, простая русская женщина, со слезой в глазу и с последней тысячей в кармане, смотрю в зеркало и спрашиваю себя: ну, дорогая, что делать-то будешь? На «штуку» до Северодвинска не доехать даже на газе. Вторая мысль: руки-ноги целы, голова на месте, главное - сохранять спокойствие.

Варианты выхода из личного финансового кризиса приходят как бы сами собой. Надо что-то продать. Может быть, сумку? Я уже все продумала. Езжу второй год, поэтому знаю, на какой заправке кто что покупает. Еще варианты?

Гляжу, народ у обочин стоит, грибами-ягодами торгует. Думаю, погода хорошая, может быть, выйти погулять по лесу, набрать грибов и на трассе продать недорого? Или доехать до почты и отправить сестре телеграмму: «Вышли денег!» С такими мыслями добралась я до Вологды, где живут мои приятели и партнеры по небольшому бизнесу. А у меня в машине совершенно случайно несколько вещей, которые они у меня точно возьмут в свой магазинчик.

Словом, выручили, да еще и наругали: дурочка, мы бы тебе и так денег дали!

Все тебе подмигивают!

С легким сердцем отправилась из Вологды в Северодвинск. По дороге все время думала: «Хорошо, что родилась женщиной». Женщине за рулем с одной стороны тяжело, но с другой легче - все-таки можно рассчитывать на помощь сильной половины человечества. Все встречные машины подмигивают: там, впереди, кто-то суровый притаился в кустах. Осторожнее!

Пришла эсэмэска от Василия: «Как машина? Все нормально?»

Впереди меня на трассе – огромный дальнобойный грузовик. Он - царь дороги, и ты не будешь выпендриваться, спорить. Ты - муха, поэтому медленно тащишься за этим огромным слоном. И когда он подмигнет тебе левым поворотником, это означает: дорога чистая – проезжай. До Васи я не знала, как отблагодарить слона за джентльменское поведение. Оказывается, как только ты его обгонишь, нужно включить на несколько секунд аварийку. Это означает «Спасибо большое!»

Рассказ северодвинки записала Марина НЕВЕРОВА