Вечерний Северодвинск
Номер от 30 октября 2008 г.

Без вины осужденные
30 октября – День памяти жертв политических репрессий

«Реабилитирован за отсутствием состава преступления» - сколько документов с таким заключением хранится в тысячах тысяч семей нашей страны? А за этими бумагами – судьбы не только без вины репрессированных, но и миллионов их близких. Лежат такие документы и в более чем пятистах семьях, проживающих в нашем городе.

ВОТ КРАТКИЙ рассказ о последствиях для семьи надуманного «преступления». В ноябре 1937 года по оговору со стороны родственника был арестован ветеринарный врач Николай Бушманов, тридцати двух лет. Семья жила тогда в селе Кобыльск Вологодской области.

В день ареста вся она с двумя детьми двух лет и шести месяцев от роду и престарелым больным отцом была изгнана из дома. Приютила родных старшая сестра арестованного, у которой было четверо своих детей. Затем – многолетние мытарства, переезды…

Арестованный муж и отец был осужден 1 декабря 1937 года «тройкой» по статье 58, пункт 10 (преступления против режима в виде антисоветской пропаганды и агитации) к десяти годам лишения свободы. Отбывал наказание в Тайшете, затем в Амурской области. Умер в лагере 16 декабря 1938 года, по официальной версии - от туберкулеза, а по мнению товарищей по несчастью – от тоски и несправедливости.

Из лагеря Бушманов вернул домой фотографию жены и детей с надписью: «Дети мои, всю жизнь презирайте дядю Сашу Попова». Это он оговорил Николая Бушманова. Но Попову пришлось выбирать между оговором и собственным арестом. Не всякий мог выстоять в той мясорубке.

Сын Бушманова Евгений во время срочной службы был рекомендован к обучению в военном училище. Но не был принят как сын репрессированного. И это - лишь маленький кусочек истории нашего народа.

Галина ШАВЕРИНА, руководитель Северодвинского отделения Российской организации жертв политических репрессий

P.S. Сегодня меры социальной поддержки пострадавших от политических репрессий федеральными властями переданы в регионы, в связи с чем оказались значительно урезанными. Тем более приятно, что наше областное Собрание депутатов 26 июня приняло дополнения к областному закону, определяющему эти меры. С 1 января 2009 года всем, признанным пострадавшими от политических репрессий, будет оплачиваться 50 процентов стоимости изготовления и ремонта зубных протезов. Ограничение – раз в пять лет и на сумму не более чем в 3500 рублей.