Вечерний Северодвинск
Номер от 9 октября 2008 г.

Тайна пропавшей экспедиции
Неделю назад в Архангельске побывала делегация сотрудников музеев норвежских губерний Тромс и Финнмарк. На поморскую землю их привел интерес к легендарной личности онежского капитана Александра Кучина. Вместе с российскими коллегами они отметили на родине мужественного мореплавателя 120-летие со дня его рождения.

Есть задумка сделать традиционными в Онеге Кучинские чтения, - говорит специалист областного комитета по международным связям и развитию туризма Любовь Зарубина,- они откроют новые возможности изучения истории покорения Арктики, возможно, будет разгадана тайна гибели экспедиции Владимира Русанова, участником которой был и наш земляк Александр Кучин.

Последний привет «Геркулеса»

Известно, что смельчаки пытались на небольшой парусно-моторной шхуне «Геркулес» пройти по Северному морскому пути на Дальний Восток. 26 июня 1912 года судно ушло из Архангельска, взяв курс на Шпицберген. Здесь экипаж по заказу крупных промышленников провел разведку угольных месторождений, океанологические работы у западного побережья. Отсюда три члена команды, не выдержав скитальческой жизни, вернулись через Норвегию в Россию. Остальные одиннадцать во главе с Владимиром Русановым и Александром Кучиным отправились к Маточкину Шару на Новой Земле.

Здесь в становище Владимир Александрович оставил коротенькую записку: «…Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Это была последняя весточка. Что произошло дальше – неизвестно. Посланные на поиск спасательные команды вернулись ни с чем. Через три года специально созданная комиссия официально констатировала: «Надежды никакой уже иметь нельзя».

Следы стоянок русановцев находили еще в двадцатые годы прошлого столетия, в 1934 году у западного побережья Таймыра был обнаружен покосившийся столб с вырезанной надписью: «Геркулесъ, 1913 г.», чуть позже были обнаружены некоторые вещи участников экспедиции: патроны, фотоаппарат, буссоль, альтиметр, документы двух матросов – В.Г. Попова и А.С. Чухчина, обрывок рукописи Русанова.

Вопрос к черепу

В 2000 году группа поисковиков из Орла, занимающихся историей походов Владимира Русанова, выходца из этого старинного города, на полуострове Таймыр нашла захоронение. В нем обнаружили череп и несколько костей. Исследователи предположили, что это останки капитана Русанова. Но доктор медицинских наук Виктор Звягин из московского Республиканского центра судебной медицины не подтвердил этой догадки. Они принадлежат более молодому человеку, сообщил он, возможно, это череп Александра Кучина (Русанову в ту пору было 38 лет, Кучину – 25). Чтобы удостовериться в этом, Виктор Николаевич побывал в Онеге, взял кровь у родственников Александра Кучина.

- Процедура проведения экспертизы на молекулярно-генетическом уровне затянулась, - рассказал директор Онежского историко-мемориального музея Алексей Александрович Крысанов. - Останки скелета находились на поверхности, они сильно повреждены радиацией, ведь Таймыр находится недалеко от Новой Земли, на которой, как известно, шли атомные испытания.

ДНК выделить так и не удалось, к тому же немного не сошлись очертания черепа с фотографией Кучина. Хотя это расхождение, по мнению профессора Звягина, допустимо, оно может быть связано с естественной сплющенностью черепа, пролежавшего столь долгое время в земле.

- Увы, - вздохнул Крысанов, - денег на проведение новой экспертизы нет, профессор Звягин ушел на пенсию, останки по - прежнему находятся в Москве.

Не сдаются орловские энтузиасты. Сотрудник дома-музея Русанова из Орла Ирина Варданян перед поездкой в Онегу оптимистично заявила, что средства для продолжения изучения останков будут найдены.

- Это первый шаг к раскрытию тайны экспедиции 1912 года, и надо довести эту работу до конца. Планируем также организовать новые походы в Арктику.