Вечерний Северодвинск
Номер от 9 октября 2008 г.

Заговор турецкого огурца
Дорого и гнило торгуют у нас дарами природы

Вчера маленькие, но по три, сегодня большие, но по пять. Чем торговали в карцевской юмореске, уже и не вспомню. Но точно не желтыми огурцами, подгнившими помидорами, заплесневелыми дынями. Вчера по три, а сегодня - по тридцать три…

В ЭТОМ году сезонная торговля плодоовощной продукцией в Северодвинске как-то не задалась. Торгуют мало, дорого и гнило. Яркий пример: как только в АСХО «Тепличном» сорвали с ветки последний огурец, цены на этот продукт выросли вдвое, а то и втрое. Африканские бананы стоят тридцать пять рублей за кило, турецкие огурцы - сто двадцать. В принципе, можно купить и по банановой цене. В крытом павильоне мини-рынка на улице Советской подхожу к откровенно скучающей продавщице, киваю в сторону пластикового контейнера со сплющенными, пожелтевшими, резаными овощами, отдаленно напоминающими те самые огурцы. «Сколько?» Окинув меня презрительным взглядом, продавщица шепчет сквозь зубы: «Сорок». Не представляю себе ситуации, при которой мне могут понадобиться эти б/у овощи. Разве что упаковать в прочный пакет и отвезти в ближайшее подсобное хозяйство на радость свиноматкам. Но ведь даже за такие деньги – не оценят.

Почти в каждой овощной лавке Северодвинска на самом заметном покупательскому глазу месте – заплесневелые томаты, перцы, персики, яблоки, дыни. По двадцать пять, тридцать, сорок рубликов. Торговцы милостиво, почти даром отдают их на щи-борщи, компоты, лечо, аджику.

Часто у ящиков с гнильем толкутся бабульки со стыдливыми глазами, копаются в плесени, пытаются выбрать лучшее из худшего, «на лечо». Несколько лет назад у архангельского автовокзала вот так же толкался возле урн с сигаретными остатками один бомжеватый мужичок. Прохожим говорил, мол, хабчики собирает, поскольку чистоту на улице наводит. Грязно… Некоторые отдавали ему свою пачку.

Вы говорите, рынок? Есть спрос – появится и предложение? Согласна, мы, покупатели, сами торговлю портим. Торговля думает: выкачу ценник по-максимуму, авось купят. А если не купят и товар испортится, так уценочку сделаю, и все равно купят. С другой стороны, никто не отменял санитарно-эпидемиологические правила, утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. «В организациях торговли запрещается реализация продукции: загнивших, испорченных, с нарушением целости кожуры овощей и фруктов; домашнего приготовления; с истекшим сроком годности и др.». За нарушения этих правил законодательством предусмотрены штрафные санкции. Штрафовать сейчас можно каждого второго.

Пару лет тому назад в правительстве разродились новыми правилами организации торговли на мини-рынках. Владельцев оных обязали оформлять информационные стенды с адресами-телефонами, естественно, соблюдать чистоту, продавцам вменили носить бейджики с именами-фамилиями, вести какие-то журналы. Всего уже и не припомнишь… Но мне отчего-то думается: если поместить нашу плодоовощную торговлю в Шереметьевский дворец, продавщиц одеть в бальные платья, а грузчиков в панталоны, толку будет на тот самый сороковник. Потому что рынок не гнилыми помидорами пахнет, а уважением к законам и покупателю. Все остальное, извините, базар.

Ольга СОЛОВЬЕВА