Вечерний Северодвинск
Номер от 2 октября 2008 г.

Олег Куртанидзе: «Главное – не халтурить»
Главный режиссер северодвинского театра намерен поставить самую загадочную пьесу Гоголя

5 октября городской драматический театр откроет свой 72-й творческий сезон. Позади время летних отпусков, гастроли

в городе-побратиме. А теперь – предстоящий старт на родной земле.

Эти события и послужили поводом к нашей новой встрече.

Курсом на Курск

- Олег Амиранович, какова ваша оценка только что завершившейся гастрольной поездки в Курск? Плюсы и минусы?

- Уже одно то, что гастроли все же состоялись, совершенно очевидно меняет все минусы на плюсы. За восемь дней мы сыграли двадцать два спектакля для взрослых и детей. Это достаточно серьезное испытание для коллектива, и мы прошли его с честью. По вечерам в театре были аншлаги, а вот с маленькой публикой повезло меньше. Дело в том, что Курск – город очень большой по площади, мы работали в центре, в Доме офицеров, а большинство школ и детских садов расположены именно по окраинам. Так что везти детей на сказку за много километров для многих руководителей оказалось проблематичным. Транспортный вопрос при этом был не последним.

В экономическом плане золотые горы обошли нас стороной, но главное, что поездка все же состоялась, благодаря поддержке нашей городской администрации и инициативе директора театра Алевтины Голубевой. Мы ездили в рамках заключенного с Курском соглашения о деловом и культурном сотрудничестве.

- Как вы там устроились в бытовом плане?

- Нам была предоставлена очень хорошая гостиница – «Центральная», с отличными номерами и со всеми удобствами. Город сам очень красивый, но вот погода подвела. Все время холодные дожди. Благо, от гостиницы до Дома офицеров совсем недалеко, и особых неприятностей непогода нам не доставила.

- Любой спектакль на «неродной» площадке несет какие-то потери – отсутствие сценического круга, другая акустика, нехватка света, габариты сцены… Велики ли были издержки в данном случае?

- Конечно. С этим приходилось мириться. Но для себя я еще раз сделал вывод, что, если спектакль поставлен грамотно, профессионально, он будет интересен зрителю на любой площадке и при любом свете. Мы там на выезде сыграли «Жизнь человеков», где в клубе свет просто белый, совершенно не театральный. Но сам спектакль прошел на ура, как будто режиссер специально воспользовался таким световым «паспортом». Главное, чтобы на сцене не было никакой халтуры – ни актерской, ни технической.

Прилуцкий вернулся!

- Олег Амиранович, - лето у актеров всегда связывалось с охотой к перемене мест. Появились ли в нашем театре какие-либо новые актерские имена?

- К сожалению, нет. Разве что Михаил Прилуцкий вернулся на родную сцену. Сейчас выпускники театральных вузов вовсе не спешат осваивать провинцию, делают все, чтобы «зацепиться» в Москве или Питере. Что объяснимо – кино, телевидение, радио, антреприза, наконец. Есть возможность подработать, хотя такие приработки далеко не всегда идут на пользу творчеству.

- Итак, если воспользоваться спортивной терминологией, через несколько дней прозвучит выстрел из стартового пистолета, и театр отправится в новый творческий «марафон» под номером 72. Какие «барьеры» ждут коллектив на этом пути, с какими авторами театр познакомит северодвинцев?

- Сезон мы открываем трагикомедией Григория Горина «Шут Балакирев» в постановке режиссера Петра Гилева. Мне лично творчество этого автора не близко, но это только мое мнение, Олега Куртанизе. Я против литературных анекдотов на сцене, будь то «Шут…», «Тот самый Мюнхгаузен», «Тиль» или «Дом, который построил Свифт». Читать их лучше все-таки в оригинале, а не с подачи известного юмориста, будь он трижды талантлив. Но повторяю, что это лишь мое мнение. Если у постановщика другая позиция, то никто не в праве ее отрицать.

- Следующий барьер…

- Петр Гилев сразу после премьеры Горина начнет репетиции пьесы французского драматурга Жана Ануя «Орнифль». Это очень серьезная заявка.

- Далее?

- Я приступлю к постановке самой непонятной пьесы Николая Гоголя «Женитьба». В ней таится много загадок для театра. Вот в «Ревизоре» все понятно, а здесь… Почему Подколесин всего боится и отказывается жениться, хотя и хочет, почему на этом так настаивает его ближайший друг, почему засиделась в девках Агафья Тихоновна, почему так деятельна сумасшедшая сваха… Очень интересно до всего докопаться.

- А на Новый год?

-Будет традиционная сказка для детей и большой праздник у елки. О второй половине сезона говорить пока рано, наше будущее, особенно театральное, непредсказуемо, а жизнь иногда подкидывает такие сюжеты!

- Ну что ж, творческого благополучия вам и новых успехов всему многочисленному театральному коллективу. Встретимся на премьере.

Александр ГУЗНИЩЕВ